Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

Хорошее православие - мертвое православие?

Чем больше думаю о православии - "важнейшей части идеологии Русского мира" (начало здесь: Почему Фрицморген забыл про верующих?), тем отчетливее понимаю одну незамысловатую вещь.

Для людей, пользующихся подобной формулировкой, хорошее православие - это мертвое православие.

Живое, полнокровное, с подлинной верой в бытие Божие, распятие и воскресение Спасителя, жизнь вечную - оно даст отпор любому желанию запихнуть его в какую бы то ни было идеологию. Потому что любая идеология человека порабощает - не ставя его в центр, как христианство, а делая орудием этой идеологии! - а христианство человека освобождает для огромной вечной жизни, в которую все эти сверхценные, но полностью земные идеи не войдут. Христианство огромно, любая земная идея меркнет перед безбрежностью веры и ее перспектив, от которых захватывает дух.

Поэтому на любую идеологию христианин глядит в достаточной степени скептически и, если выбирает следовать одной из них, то только в той степени, в которой она не противоречит Христу.

Безусловно, христианин может всей душой любить Русский мир, ощущать себя его частью, желать ему добра и всяких достижений. Любовь к родине - это нормально. Это правильно. Бог дал тебе эту землю, привел тебя в мир именно на ней - люби ее, как дар Божий, старайся для нее. Но - ради Бога, а не ради земного превосходства над другими. Любовь к Родине и ее миру - это один из видов любви к Богу и благодарности к Его дарам.
Худо начинается, когда эта любовь становится самодостаточной, а Бог из нее совсем вычеркивается. Еще хуже, когда на словах Бог остается, а на деле - выхолащивается.

Тогда получается мертвое христианство. Мертвое православие.
Такое, чьим "наследием" (тоже очень популярное выражение - "наследие православия", как будто оно скончалось, написав чин по чину завещание) можно попользоваться в своих интересах. Подобрать его заповеди, догматы и каноны и поставить их на службу здешнему грешному бытию - а чего добру пропадать. А чтоб все было культурно - само почившее православие уважить какими-нибудь хорошими и весомыми словами. Например, что оно - важнейшая часть идеологии Русского мира. В остальной части, судя по всему, неправославного - такая вот идеологическая шизофрения.

А для тех, кто считает православие "частью идеологии", это нормально - из христианства возьмем то, что удобно и подходит, остальное... не заметим, еще откуда-нибудь что-нибудь возьмем, соединим и получится идеология целиком. Неплохая машина получится, но только для земных поездок - на небо на ней не взлетишь. Но такая цель и не ставится.

Мертвое православие очень удобно - в нем огромное количество сокровищ, весьма полезных земным властителям. Это точка сбора людей, которым можно рассказывать про великие традиции (традиции! это почти наследие, тоже нечто из прошлого, ушедшего, что имеет лишь относительное влияние на настоящее время), заветы предков (туда же), роль православия в становлении России (с упором на Россию, а не на православие, конечно). Это довольно мощный рычаг, кто бы спорил.

При одном условии. За всей этой словесной трескотней не будет сказано ничего про то, что, собственно, составляет сердце и суть православия. Про Христа и Его простые и весьма неудобные заповеди. Про то, что Он ждет к Себе безусловно каждого, но, чтоб прийти к Нему, нужно искренне хотеть прийти именно к Нему (а не только, допустим, к величию России). И можно обойтись без всяких других идеологий, ограничившись (ограничившись! обезграничившись!) лишь этим.

Потому что это мгновенно дает человеку свободу и выбор: следовать земным идеологиям или не следовать. И какой путь выбрать. Конечно, роль православия в становлении и возвышении России неоценима! Но было бы довольно глупо считать, что это - единственная задача православия в России. Это, прошу прощения, вообще побочный эффект.

Но мертвое православие очень удобно: оно концентрирует внимание людей на земной суете (оно само служит земной суете), а не на вечной жизни. Оно благословляет человека отдать себя служению не высшему, а здешнему. Такое православие действительно вполне может быть "важнейшей частью идеологии", мирно уживаясь с другой, неправославной частью. Потому что то, что могло бы протестовать и упираться, из него изъято, а в "важнейшую часть" вошло нечто выхолощенное, пафосное и... бессильное.

Когда-то я уже писала, как пришла однажды в книжный магазин, взяла учебник по религиоведению и любопытства ради поглядела раздел про христианство. Так вот: в этом разделе не было НИЧЕГО, кроме пересказа Нагорной проповеди Христа. Вообще ничего, понимаете? Ни про Его дивное рождение, ни про жизнь, ни про Распятие, ни про Воскресение - ничего! Вот это и значит - изъять из христианства Христа. Проблема в том, что без Распятия и Воскресения заповеди Нагорной проповеди тоже не работают. Они мертвы - невыполнимы без своего Создателя.
И непонятно, зачем их вообще выполнять, особенно всякие дурацкие, типа любви к врагам и молитвы за гонителей. А еще всякое "блаженны плачущие". Ведь мертво, мертво же это блаженство без той руки, которая "утрет всякую слезу". И сразу чувствуется ложь и фальшь.

Мертвое православие - как раз таково, от какого отворачиваются люди, потому что чувствуют эти ложь и фальшь на фоне немыслимого пафоса. Даже удивительно: рядом с Христом любой пафос прост, а без Него - тут же разрастается вширь и ввысь, чванясь, пугая и отвращая. И правильно, собственно, пока есть в теле душа - тело живо, прекрасно и способно на многое, стоит душе отлететь - понятно, что с плотью будет и как это будет привлекательно.

Но проблема в том, что православие столь прекрасно, что даже мертвым какое-то время привлекает людей. Пока они не понимают, что обманулись: здесь нет ни чистоты, ни полета, ни свободы, ни милости, ни правды, ни любви. Нет Бога... Тогда они уходят, бывает, что и навсегда. Или остаются, принимая нечестные правила игры, искренне считая православие атрибутом здешнего бытия, не знаю уж, что хуже.

Но на самом-то деле православие живо, как жив Господь. Кто поищет - тот найдет. Только живое - оно нужно каждому человеку лично, для себя, своей души и своего спасения. А не тем, кто с его помощью хочет властвовать над умами и сердцами во имя чего-то иного.
Таким нужно мертвое.


Tags: Жизнь христианская, О важном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments