Бог создал семь ангелов, по одному на каждый день недели, - рассказывает шейх Пеш Имам. - Мелек Тавус считался его любимцем. Но, когда Бог сотворил Адама, строптивый ангел отказался ему поклониться: «Ты мой создатель, и я могу кланяться только тебе!» Что же случилось дальше? Про Мелека Тавуса полным-полно легенд. Имеется и такая версия - ангела-павлина изгнали из рая и назначили начальником ада, который тогда был пуст. Ангел раскаивался и плакал 7000 лет - так, что полностью затопил слезами ад. Тогда создатель вернул его, превратив в солнце.
Должна отметить, что езидское предание очень похоже на некоторые суфийские легенды, которые противостояние Аллаха и Иблиса объясняют именно через любовь и преданность Иблиса, которые тот не смог подавить в себе, чтобы поклониться человеку (версия с "не буду кланяться" - это как раз версия Корана). И там мотив раскаяния и прощения тоже звучит довольно мощно. Настолько мощно и настолько близко к езидскому пониманию раскаяния Мелек-Тавуса, что неясно, почему мусульмане спокойно относятся к собственным суфиям, но считают езидов - дьяволопоклонниками.
Я приведу несколько цитат из их легенд, просто, чтоб продемонстрировать параллель
Иблис ответил:
"Проклятие - это стрела Царя;,
перед тем, как пустить ее,
Он смотрит на цель.
Если у тебя есть глаза, лови взгляд лучника,
устремленный на цель, а не его стрелу.
"Бог назначил Иблиса привратником Своего двора, сказав ему: "Мой любимый, поскольку в своей любви ты так ревнуешь Меня к другим, не допускай чужих до Меня".
"Я сбиваю с пути тех, кто потерян, - [сказал Иблис] - но мне близки те, кто находится на пути к Богу, и даже пыль под их ногами для меня - благословение.
"Нет ничего горше разлуки с Тобой, без Твоей защиты - одна растерянность".
Сахль ибн Адоллах рассказывал: "Я встретил Иблиса и узнал его. ... Он сказал мне: "О, Сахль, Бог сказал - "...Милость Моя объемлет всякую вещь" - и это так для всех. Уверен, ты осознаешь, что и я - такая "вещь", пусть и самая отвратительная из всех, но все же объемлимая его милостью. ... [Сахль] почувствовал, что загнан в тупик и написал: "У меня перехватило горло. Клянусь Богом, я был безответен, и даже не мог закрыть за ним [Иблисом] дверь. Я понял, что он страстно желал одного - прощения..."
Я весьма мало изучала суфиев, да ислам, как таковой, довольствуясь единственным четким выводом, к которому я пришла, читая Коран - ислам - это наилучшее подтверждение правоты и истинности христианства. Такая религия могла возникнуть только во Вселенной, спасенной Богом от смерти, факт. Но суфийские легенды о Иблисе меня в свое время впечатлили просто донельзя. Только если в исламе они находятся где-то на периферии, то у езидов тема покаяния Падшего - главнейшая из тем.
Удивительно, ей-Богу. Главная тема езидизма, боковая тема мусульманства, она звучит и в наших христианских преданиях вечной надеждой "а может быть, спасутся все?" И общим неверием в вечность и, главное, упертость зла - мол, этого не может быть, потому что не может быть никогда, чтобы тварь не любила Творца, пусть хоть как, пусть со скандалами и ссорами, но не любила бы Его.