Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

Иуда - не предатель, зато Петр - убийца?

Наткнулась в "Комсомольской правде" на два "журналистских расследования" - "Где сидел Иуда на Тайной вечере" и "Кто убил Иуду Искариота".
Невзирая на мою внутренюю мертвость, а также - бесценность для меня этого апостольского имени, я, будучи на работе, хохотала в голос.

Я вообще люблю, когда журналисты совершают богословские заплывы. При этом обычно всплывают чудесные факты - ну, типа как в этой статье - что Павел был любимым учеником Христа, вместе с Иоанном и Петром. Или что Иисус соблюдал иерархию любимчиков, посадив по обе руки от Себя на Тайной Вечере Иоанна и Иуду. Это при том-то, что среди апостолов была практически непрекращающаяся грызня на тему "кто Учителю самый любимый и близкий". Учитывая отношение Христа к этому, гм, соревнованию - мне прям ну совсем не кажется реальным, чтобы Он кого-то специально и подчеркнуто выделял.

Автор еще так мило предлагает своим читателям "не падать в обморок", когда он торжественно называет безмерно оригинальную версию - Иуда на самом деле был любимцем Христа, а не предателем.

И вот, если внимательно читать Евангелие, а особенно описание Тайной вечери, вдруг абсолютно наглядно открывается простая вещь (только не падайте в обморок): Иуда был не просто учеником, а любимейшим учеником Христа, и доверить «предательство» Иисус мог только ему.

Так и хочется спросить: мальчик, в каком возрасте ты открыл для себя классику мировой литературы? Безумно оригинальная версия "они договорились" мне встречалась... да где она мне только не встречалась. У того же Казандзакиса. Нагибина. В Евангелии от Иуды, в конце концов. Я даже знаю, почему есть эта версия - потому что версия с 30 сребренниками идиотская, разум просто требует какого-то более реалистичного объяснения, и вариант "они договорились" - первый, который приходит в голову. Я тоже в него верила давным-давно, пока несостыковки не надоели.

И теперь - главная интрига: почему Иисус, точно зная, что именно Иуда его должен предать, сажает его, как обычно, обок себя, за главный стол? - я хочу знать, откуда автору так точно известно, куда обычно Иисус сажал Иуду. Нет, я правда хочу знать.

И было ли это вообще предательство, если Христос так вот запросто сообщил об этом за столом, где сидели, кроме Иуды, еще 11 человек, способных растерзать любого, кто покусился бы на жизнь их учителя?
-  Нет, это Иисус пошутил так про "один из вас предаст Меня", а заодно про то, что "лучше бы этому человеку не родиться". Чувство юмора, че. Кротов бы оценил. Нет, у Иисуса с логикой все нормально, а вот у автора какой-то загиб - сказать про предательство, ни в коем случае предательство в виду не имея, чтобы не провоцировать драку. Я запуталась.

Дальше автор задается вопросом: повесился ли Иуда после предательства. И, конечно, опровергает эту версию. Ну да, Иуда не повесился, а удавился, но это мелкая придирка - автор вообще отказывает ему в самоубийстве. Опирается, конечно, на Булгакова.

 «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился». (Матфей, 27)

Но я уже говорил, что, как и у Булгакова, похоже, слово «удавился» здесь просто фигура речи, некое клеймо позорной смерти.
- конечно, лишь бы не то, что это слово значит по своей сути.

Истиннее мне кажется версия из Деяний апостолов: «...и когда низринулся (Иуда. - Прим. авт.), расселось чрево его, и выпали все внутренности его». Но фишка в том (я специально консультировался у судебных патологоанатомов), что даже при падении с самолета у человека лопается череп, ломаются кости, но случаи, когда бы «расселось чрево», им неизвестны! Для этого, как мне терпеливо объяснили, должна быть как минимум рана в животе.
- я не знаю, с какими патологоанатомами советовался автор, но я вас таки уверяю - если человек рухнет животом на мало-мальски острые камни, то живот он себе распорет. Факт. Если автор не верит - он может пойти и попробовать.

Для осознанного убийства нужен мотив. Кому выгодно было, чтобы Иуда умер? Самому Иуде? Вряд ли. Он был крайне скупой человек. Хранитель ящика с деньгами общины, позволявший себе ворчать даже на Христа за слишком необоснованные, на взгляд Иуды, траты. Обычно такие люди (а психология человека даже с веками меняется мало) берегут и любят себя, наделены здоровым цинизмом и до последнего держатся за жизнь без сантиментов и угрызений совести. - правда, прекрасный образчик "любимого ученика", и доверенного лица, каким Иуда представал в глазах автора немногим выше?

Мне кажется, раскаяние Иуде, скорее всего, приписывается. И вряд ли он полез бы в петлю. - да уж куда ему, автору виднее.

Дальше автор напрямую обвиняет в убийстве Иуды апостола Петра. Щаз расскажу почему.

Недаром, отправляясь в Гефсиманский сад, Иисус взял Петра в качестве одного из трех телохранителей. Да, именно телохранителей. Это понятно, потому что из всех апостолов только Петр и сыновья Заведеевы - братья Иаков и Иоанн - имели черты характера, которые должны быть у настоящих бойцов. Все трое энергичны, агрессивны, вспыльчивы (за что, кстати, Иисус прозвал братьев «Воанергес» - «Сыны грома»). Они были еще и при мечах, правда, всего двое, и один из мечей был у Петра. - Иисус, взявший с Собой в Гефсиманию ТЕЛОХРАНИТЕЛЕЙ, что дважды повторено автором - это уже пять. Бодигарды, блин.  И я, мож, чего не помню, но где агрессивен и вспыльчив в Евангелии Петр? То, что ляпает периодически, не подумав - это да, но при чем тут агрессия?

Если уж он был готов на это (кинуться на солдат в Гефсимании), то настичь Иуду и вспороть ему брюхо вспыльчивому Петру - возможно, совместно с братьями Иоанном и Иаковом - было делом пустяшным. Так что версия о Петре-мстителе выглядит более чем реально. - я щаз умру. Как любезно напоминает сам автор, Иуда после предательства не прожил и суток, а по Евангелию - так и вообще покончил с собой до смерти Христа, т.е. - во время суда над Ним. Самое время трем апостолам за ним гоняться, при том, что Петр обливается слезами, Иоанн, как пришитый, сидит на суде у Каиафы, а остальные прячутся невесть где.

Земля, которую купили на тридцать сребреников (по версии Петра, купил Иуда), была глинистым полем, где брали сырье для своих изделий гончары (оно так и звалось «землей горшечника»). После смерти Иуды там решено было сделать кладбище для странников. Но, напомню, уже Петр говорит, что это место стали называть Акелдама, то есть «земля крови». Я мало верю, что жители Иерусалима разом мгновенно прониклись трагедией Христа и новое название возникло оттого, что пустошь была куплена на «кровавые предательские деньги». Это как-то излишне символично, даже пафосно... Проще и оттого, мне кажется, реальнее такое объяснение. Поле, питавшее многих гончаров, было полито кровью Иуды, а, раз «чрево расселось», крови было изрядно (как у Булгакова сказал Афраний: «Кровь хлынула волной, прокуратор!»). И глину там брать перестали, ибо место было осквернено и стало нечисто. Настолько, что его смогли отдать лишь под такое же нечистое дело - кладбище. - Конечно! Петр, наверное, в жж сделал запись, как он Иуду зарезал - так, что жители Иерусалима смогли-таки назвать землю - землей крови.

Мне вот за Петра обидно, которого взяли и ни с того, ни с сего сделали убийцей безоружного и неповинного человека, да еще втроем на одного. В утешение он по версии автора попадает вместе с Андреем в любимые ученики - на том основании, что Иисус призвал их первыми. Непонятно, конечно, почему они в таком случае рядом с Христом на Тайной вечере не сидели, но ладно уж. А провокатором убийства выступает Иисус, Который на Тайной вечере типа в шутку назвал Иуду предателем.
Понимаю, что на "Комсомолку" глупо злиться, но я не люблю, когда про любимых людей пишут нехорошее, да еще под вывеской "глядите, какое открытие".
Ладно, я бы многое еще писала на эту тему, но сама еле жива. Я бы тоже очень не хотела, чтобы Иуда кончал с собой. У меня от его самоубийства у самой коллапс, который год пережить не могу. Но евангельская версия покаяния Петра и раскаяния Иуды куда лучше, чем цинизм и убийство, предложенные автором. И достовернее.
Tags: Аффтар жжот
Subscribe
promo la_cruz september 17, 2014 11:33 160
Buy for 200 tokens
Слушайте, а сколько народу тут из христианской тусовки? Под таковыми разумею не только христиан, но сипатизирующих и интересующихся тоже - вообще, кому интересны посты " О важном". Пожалуйста, отметьтесь тут как-нибудь, хоть крестиком, очень прошу. Имею в виду не только френдов. Причин…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments