Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

О причастии и любви

Поздравляю с Крещением и спасибо всем, кто поздравил с днем рождения. Сознательный возраст в 30 лет свалился на плечи и пока как-то ощутимо давит, словно неразношенный костюм, но, думаю, через пару-тройку дней я вернусь к привычному раздолбайству. Хотя мне втайне немножко гордо - тридцать лет даже звучит как-то породисто.

Но я не об этом. Хочу вкратце высказаться по одному вопросу, а то периодически натыкаюсь на него в своей фленте и прямо пальцы зудят. Меня, дорогие братья и сестры, а также сочувствующие, вгоняет в глубокое недоумение сама постановка вопроса "как часто надо причащаться". В еще большее недоумение меня вгоняют даваемые на него ответы, причем, любого содержания - от "чем чаше, тем лучше" до "раз в год, а лучше раз в жизни, на смертном одре". А уж что-то типа "не чаще одного раза в две недели" просто ставит в ступор. Попытки вогнать Таинство, Чудо и причастность Чуду в какие бы то ни было рамки - меня действительно поражают.

Мне как-то бессомненным кажется, что человек должен подходит к Чаше тогда, когда ему беспредельно надо к ней подойти. Без разницы, с какой периодичностью. Любая попытка не допустить до причастия, потому что, к примеру, слишком часто - это, в моем понимании, попытка вклиниться между человеком и Богом. Я абсолютно и стопроцентно убеждена, что вопрос частоты причащения каждый должен решать для себя самостоятельно, без внешних "подпорок" в виде какого бы то ни было авторитетного мнения. По той простой причине, что ответственность свою в этом вопросе все равно ни на кого не переложишь. А если переложишь - то плохо. Потом-то, перед живым Христом, пожалуй, уже не сможешь кивать на то, как тебе советовали и как было принято. Предстояние Чаше - это предстояние Самому Господу. А у нас как-то вечно забывают, что христианство - это предельная ответственность за себя, которую никак не свалишь на другого, потому что в вечность-то входить тебе, именно тебе. Тут никакие "старцы сказали" не помогут.

Но пару мыслей я все равно выскажу, зря я, что ли, начала этот разговор. Это не столько связный отточенный текст, сколько набор мыслей, предупреждаю сразу.

Я не против частого причащения. Я не против редкого причащения. Одно может быть свидетельством горячего желания почаще припадать ко Христу, другое - поразительным умением хранить Его в себе цельно и неповрежденно месяцами. Но вот против чего я горячо - так это понятие о недостоинстве, из-за которого нельзя к Чаше, и которое надо искупать исповедью, постом и десятками молитв. Слушайте, исповедь, пост и молитва - это великолепно, но, по-моему, считать, что все вышеперечисленное делает достойным причащения - опасно. Мы его в любом случае недостойны, но фишка в том, что это не имеет ни малейшего значения.

Понимаете, Бог не рассматривает нас с позиции "достоин" или "недостоин". К нашему счастью, потому что погляди Он на нас так - все, кирдец, никто не спасется и в полноту истины не придет. Из всех наших чувств Он ищет одного - желания, стремления к Себе. Видя раны наших грехов, пусть самые запущенные, гнойные и отвратительные - Он не испытывает омерзения, только желание исцелить. Я скажу жуткую банальность, но любовь - она вообще не понимает, что такое достоинство и недостоинство. Любимое существо в глазах любящего заслуживает всего-всего - просто по праву любви.

Поэтому на вопрос о достоинстве можно ответить с привычной христианству примиримой противоположностью, привет Тертуллиану. Да, достойны - потому что Он считает нас достойными, и я вот че-то сомневаюсь, чтобы Христос отказал хоть кому-то, кто, стремясь к Нему, попросил бы из Его рук причастия. Нет, недостойны - потому что встать наравне с Чашей не дано никому и никогда. Но это и не нужно, это - не требуемое Богом условие для причащения.

А я слишком часто наблюдаю, как процесс "становления достойным" превращается в нечто вроде выкупа - типа, я прочитал молитвы, попостился, исповедовался - теперь имею право причаститься. Да не имеешь. Потому что не Богу же ты будешь предъявлять эти права. И не оскорбительно ли Его любви видеть эти "козыри", как знак откровенного недоверия и неумения положиться всецело на Его милость? И при этом одновременно - да, имеешь полное право, но не потому, что ты сделал что-то для этого, а потому, что Он наградил тебя этим правом - безвозмездно, бескорыстно, то есть, даром.

Кстати, простите меня, пожалуйста, все, но меня всегда крайне удивляла практика отлучения от Чаши человека после исповеди. Ладно бы еще упорствующему во грехе, но - наказание раскаявшемуся? Ранжирование грехов - типа, это Бог может простить сразу, а на это требуется десять лет - меня всегда повергало в чувство глубокого недоумения. Имхо, истинное покаяние переворачивает душу сразу, как цунами, вымывая из нее все мерзкое, и зачем еще десять лет пережевывать свой раскаянный грех, вместо того, чтобы заняться чем-то созидательным - не понимаю (превед, фильм "Остров").

Но на самом деле, шелуха все это - вопросы достоинства и недостоинства полностью сгорают в огне взаимной любви с Богом. Имхо, когда любишь и жить без Него не можешь - уже действительно все равно становится, сколь мало ты это заслужил. Отбрасываешь все подпорки и осознанно хочешь довериться только Его милости, потому что перед Ним хочется стоять незащищенным и беззащитным. Но до чего тонка грань между доверием Его любви, порывом к Нему и упованием на Его милость - и едва заметной даже для самого себя попыткой ее использовать...

Опасность частого причащения - это, конечно, расхолаживание и привычка подбегать к Чаше между делом, забывая о том, Кто ее держит. И - вот тоже страшно - поиск своего, подход к Причастию, как к чему-то, что, вне Бога, решит наши здешние и сиюминутные проблемы - типа как я недавно слышала "причащаться надо, чтобы меньше болеть, Дух Святой входит в человека, это от болезней защищает". Нашли прививку. Знаете, определенная фамильярность с Богом может быть по очень большой любви, но не может быть по равнодушию. Перед Ним можно забыть даже о своих грехах - и есть у меня некоторое подозрение, что только любовь к Нему и осознание Его любви и способно будет на Суде вытащить человека из вдруг осознанной бездны грехов, не дать утонуть в них от отчаяния. Только цепляние за Его любовь, только огромное желание быть с Ним вытащит душу из ада (а отнюдь не медитирование на тему "я ужасная сволочь"). По отдельности не спасет ни Его любовь (иначе апокатастасис был бы узаконенным догматом), ни своя (хоть облюбись, но, если не веришь в Его любовь - просто не рискнешь воззвать, рвануться, очертя голову, поставив Его любовь выше своих грехов).

Да, надо любить настолько, чтобы перед Ним вообще позабыть о себе и своей судьбе - "мне ведомо, что близок день Суда, и на Суде нас уличат во многом, но Божий Суд не есть ли встреча с Богом? где будет Суд? я поспешу туда!"  (с) Григор Нарекаци. Но чуть только внутри шевельнется поганая мысль "Он меня любит, значит, помилует, значит, можно расслабиться" - все, это уже ложь. Это уже замыкание от Бога внутрь некоей собственной вечности, где Он не нужен, где нужно лишь помилование, но не взаимная любовь. А творение собственной, независимой от Бога вечности - это и есть творение ада, это же синонимы. Что ты там будешь делать один, если не любишь и не принимаешь Того Единственного, Кто способен вдыхать жизнь и смысл в вечность?

Так, я не в ту степь, о любви Бога и к Богу я могу говорить бесконечно, но щаз я не о том. Я к тому, что частое причастие не должно становиться чем-то вписанным в здешнее бытие,. Хоть каждый день, хоть по два раза в день - но нельзя к нему привыкать, как к чему-то обыденному, оно сверхреально, оно выводит за рамки здешнего бытия.

Лично я всей душой за частое причастие. Лично мне это дает возможность думать о Боге и Его милости, а не о себе. На этом месте я написала целый абзац, что такое причастие для меня, но подумала и стерла - ничей опыт не может быть никому иллюстрацией, я считаю, тут слишком все лично, каждый с Христом встречается по-своему.
Нечастое причастие - это, наверное, для тех, кто умеет очень бережно хранить в себе Христа, потому что у благодати нет срока давности - имхо, она нас не покидает, пока мы сами не даем ей утечь, и по-настоящему сосредоточенный на Боге человек может причаститься и раз в жизни, а потом беречь бытие с Богом до конца дней своих или до следующего нескорого причастия. Понимаете, именно беречь, а не готовиться неделями и месяцами, приучая себя к мысли о том, что теперь-то "можно".

Теперь пару слов о подготовке, а то чего доброго воспоследует вывод, что не надо ни молиться, ни поститься, ни исповедоваться (слушать радио "Радонеж" категорически необязательно). Оно все, как бы это сказать, и надо, и не надо (снова о единстве и борьбе противоположностей, да). Надо - в том смысле, что помогает сосредоточенно подойти к причастию, не надо - в смысле, что Бог, как я уже говорила выше, не судит о нашем достоинстве по тому, что мы делаем. Но лично я не вижу совершенной прямой зависимости - то есть, в моем понимании, выполнение всех правил не есть обязательное условие причащения. Хотя бы потому, что в жизни всегда есть место чуду, а в любви всегда есть место сумасшедшим и ломающим все стереотипы поступкам. А вот без чего не стоит причащаться ни редко, ни часто - это без любви. Точно.
Tags: О важном
Subscribe
promo la_cruz september 17, 2014 11:33 160
Buy for 200 tokens
Слушайте, а сколько народу тут из христианской тусовки? Под таковыми разумею не только христиан, но сипатизирующих и интересующихся тоже - вообще, кому интересны посты " О важном". Пожалуйста, отметьтесь тут как-нибудь, хоть крестиком, очень прошу. Имею в виду не только френдов. Причин…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →