Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

Правда ли Бог в Духе, а не в слове?

Верно ли говорят, что Бог не в букве, а в духе?

Первое, что мне пришло на ум – возможно ли, чтобы не была важна буква там, где Сам Бог говорит о Себе, как о Логосе-Слове? Возможно ли, чтобы буква была не важна для той религии, где Бог Сам о Себе говорит… как о букве? «Я – Альфа и Омега, первый и последний». Господь велит записывать Свои слова и весь Ветхий завет говорит со Своим народом через Своих пророков, которые как раз записывают Его слова. Христианство – религия Слова, поэтому буквы в нем важны.

И что такое, в конце концов, Слово и буква?

 

 
Начну издалека.
 
Дело в том, что христианство – религия предельной конкретизации и предельного приближения Бога к людям.
Если мы посмотрим на другие монотеистические религии, то действительной близости Бога и человека мы там не увидим. Ни в иудаизме, ни в исламе нет Встречи Бога с человеком – иудаизм еще не дорос до Откровения Встречи, а ислам от нее сознательно отказывается (вообще, ислам – потрясающая религия – единственная в мире, не признающая первородной катастрофы; возникновение ислама, если на то пошло – сам по себе великолепнейшее доказательство подлинности христианства). В христианстве Бог не сокрыт от людей – напротив, Он предельно близок им.
Именно Христос, Логос, Слово, открывает Отца. Не Дух, а Слово становится плотью и образом. Почему?
Слово – конкретно. Слово – образно. Слово описывает и замыкает границы. Творящее Слово – предельно точно: Бог в начале времен творит не «что-нибудь» - Он творит что-то очень определенное. А подобная определенность, как Вы, наверное, со мной согласитесь, невозможна без границ и четких понятий. Кстати, творит Господь именно Словом – Он повелевает – и происходит. Недаром в начале Книги Бытия это «и сказал Бог…»
 
Христос, говоря о важнейших заповедях, говорит о той, которая призывает «любить Бога всем сердцем, всей душой, всем разумением, всей силой твоей». И, говоря эту заповедь, Он ссылается на Писание. Все бы хорошо, только Господь заповедь чуть-чуть корректирует, а собеседники его этого – видимо, в пылу спора – не замечают. В ветхозаветной заповеди (Второзак. 6:5), которую Иисус произносит, нет слова «разумением» – сердце, душа, сила есть, а разумения нет. Заповедь меняется: Господь призывает теперь не только любить, но и разуметь – то есть, понимать. Отчего Он так делает – предмет уже совсем другого разговора: о сверхдоверии человеку, которое ему оказывает Бог в Новом Завете вопреки всему очевидному. К настоящему разговору это отношения не имеет, важно то, что Господь заповедует «любить Бога разумом», т.е., стремиться Его понять.
А понимать, как хотите, можно лишь что-то конкретное. Невозможно понять нечто, если оно безОбразно и безвидно.
Христианство конкретизирует то, во что (в Кого) верит. Иначе никак.
Я не хочу сказать, что в силу этого Бог может быть понят человеком на все сто процентов. Всегда остается черный зазор между тем, что думает человек о Боге и тем, что Бог есть на самом деле. Этот черный зазор есть как у сомневающегося («не могу поверить») до мистика («не могу постигнуть»). Полностью описать Бога нашим разумом невозможно, но встать на путь познания – вполне. Но разговор о познании Бога, его возможностях и границах – это тоже не совсем в тему.
 
Христианство – может быть, я сейчас удивлю, а может, и нет – это единственная религия, в которой есть догматы, описывающие природу Бога. Остальные религии прекраснейшим образом обходятся без них – недогматичен иудаизм (там Закон), недогматичен ислам (Символ Веры им заменяет формула «нет Бога, кроме Аллаха, и Магомет пророк Его», которая все-таки, как ни крути, крайне мало говорит об Аллахе). Недогматичны, что неудивительно, языческие религии – языческие боги все с характером, а не с природой. Все это закономерно – догматы – это шаги познания Бога, а ни иудаизм, ни ислам, ни язычники не подразумевают такого пути духовной жизни. В иудаизме между Богом и человеком стоит Закон, царь Давид, говоря о любви к Богу говорит «люблю Закон Твой» (впрочем, о Законе и заповедях Ветхого Завета – снова отдельный разговор, Бог не зря не является иудеям). В исламе Аллах непостижим – нечего и пытаться, там между человеком и Богом семь небес – и никогда Бог не спускается ниже первого неба. Можно сказать что-то о качествах Аллаха, но не о Его природе. Язычество вообще не видит смысла в богопознании – с богами нужно договариваться, а не соединяться…
 
Христианство имеет наглость конкретизировать – каким оно видит Своего Бога. Конкретизировать словами. Я бы даже сказала, конкретизировать буквами. В полемике с арианами спор с ними шел из-за одной йоты – только на одну эту несчастную йоту различается «подобосущный» ариан от «единосущный» ортодоксов. 
 
И, в общем, такую ревность христиан о тончайшей конкретике можно понять еще и с такой стороны. Бог есть Любовь. Любить «что-нибудь» нельзя. Можно любить только «что-то». Или «Кого-то».
 
Догмат, буква – это шлифование понятия о Том, Кого любишь. Он смог быть настолько конкретным, насколько это возможно – вплоть до определенного роста, веса, цвета глаз и волос. Он, явив Сам Себя, показал, что образ и конкретизация – это не обязательно язычество и уклонение от подлинного Творца. Господь Сам Себе лучшая икона.
Явившись, Он позволил (и даже заповедовал) мыслить о себе – а мысли естественно складываться в слова, состоящие из букв.
 
Призыв «оставим буквы и догматы и возлюбим Дух» кажется мне уходом от мысли и от христианской строгости. Христианство, невзирая на всю свою радость и благодать – суровая религия в том смысле, что очень хорошо осознает, что ей принадлежит, а что – нет. Свою любовь христианство надежно оградило стенами догматов – не для того, чтобы мешать мысли – а чтобы не дать этой самой мысли разболтаться, не лишить ее выбора. Если нет догмата – значит, в пространство любви можно втащить что угодно, любую идею выдать за истину – и тогда лицо Любимого окажется размытым, черты в нем будут сами себе противоречить, и любовь станет оксюмороном. Но конкретность тяжела только тогда, когда любви нет. Когда любовь есть – дорога каждая черточка – а в нашем случае – каждая буквочка, впрочем, черточка тоже дорога…
 
Кроме того, призыв к Духу вместо Слова – это еще и кощунство против Троицы. Отец, рождающий Сына, являет Себя в Нем во всей полноте – это будет понятно, если понять и принять, что Бог не может делиться и не может давать часть Себя. В каждом Своем проявлении Бог подает Себя целиком. Слово – совершенно равно Отцу.
 
Вспомните притчу про работников, нанятых в разные часы – им всем в конце дня была предложена одна и та же оплата в один динарий –хотя те, кто пришел раньше, возмущался, что они работали дольше, а те, кто пришел позже – этого в Евангелии не написано, но можно предположить, - наверное, смущались брать полную плату, не ощущая себя достойными. Плата же в динарий подразумевает Царствие Небесное, т.е., бытие с Богом. Оно не может быть даровано частично – там, где Бог есть, Он есть во всей Своей полноте.
 
А отречение от Слова (конкретики и Образа) ради Духа (безОбразного и безвидного) – это отречение от прямой воли Бога, пожелавшего явить Себя именно через Сына. Кажется, что любить Бога в Духе проще. Нет, Его так проще НЕ любить. Поясню: живя в браке, возможно любить супруга со всем набором его личных черт и вместе с ним – дух любви, царящий в квартире. Но невозможно любить именно этот дух, отказываясь от конкретного супруга. Нельзя любить «кого-нибудь». Отречение от Слова – отречение от Троицы.
 
«Оставим буквы и догматы, возлюбим Бога в Духе!» Что это значит? Это значит – не хочу знать, какой Он на самом деле – но простите, что ж это за любовь, не ищущая любимого Лица? Я, конечно, не о том, каким мы видим Христа на иконах – все-таки, вряд ли Он был светловолосым, голубоглазым славянином. Я о природе Бога. Если мы не хотим знать конкретики, то мы не хотим любить Бога, не хотим исполнять заповедь о «разумении», а в худшем случае – хотим любить себя, прикрывая это любовью к Богу – мы хотим любить то, что нам нравится, не сильно озабачиваясь тем, насколько это имеет отношение к Богу.
 
А, между прочим, разумение Бога невозможно без жизни в Нем – невозможно постигать Бога со стороны. Если же даже отбросить ВСЕ догматы, отказаться от ВСЕХ букв и с чистого листа начать постигать Бога – т.е., пытаться жить в Нем – то собственными догматами обрастешь мгновенно – невозможно все время быть в среде одинаково возможных идей, это ж до шизофрении недалеко, все равно надо будет выбирать. А тут уж держись – догматы эти могут описывать не истину и не Бога, а собственное удобство.
 
Итак, Бог Сам желает быть конкретным. Но эта конкретность – как сосуд с кипящей водой: стенки отнюдь не подразумевают пустоты, построенный дом отнюдь не означает, что в нем никто не живет, любовь к конкретной личности (а именно Личность описывают буквы и догматы) не подразумевает мертвенности отношений. Внутри стен догмата – кипящая плазма Духа. Бог, как Личность – безграничен, Его невозможно исчерпать, Его невозможно познать до конца. Разлюбить Его, наверное, тоже невозможно.
 
До сих пор я говорила о хорошем – о том, как должно быть, а теперь, наверное, надо пару слов сказать о плохом. О перегибах. О том, когда буква умирает.
Буква умирает тогда, когда Дух перестает ее животворить – то есть, когда догмат перестает быть стражем любви. Когда он становится ценен не тем, Кого оберегает, а сам собой – своей древностью, «так наши предки делали», «так в Византии еще служили», «отцы лучше нас знали», «так надо» - в общем, когда забывается живой Бог, а буква становится ценной из-за ее истории. И только. Бог запирается в прошлом, а нам остаются только традиции и память о том, как было хорошо когда-то.
Например, обряд. Сам по себе – он всего лишь оболочка Таинства, которое даруется через этот обряд. Примерно так: обряд – это причастная Чаша, но в Литургии важна не Чаша, а Причастие. Да, причастившись, мы целуем чашу, но не ради нее самой, а ради того, что в ней. А вот любить чашу БОЛЬШЕ, чем Причастие – теологическое извращение.
Tags: О важном
Subscribe
promo la_cruz september 17, 2014 11:33 160
Buy for 200 tokens
Слушайте, а сколько народу тут из христианской тусовки? Под таковыми разумею не только христиан, но сипатизирующих и интересующихся тоже - вообще, кому интересны посты " О важном". Пожалуйста, отметьтесь тут как-нибудь, хоть крестиком, очень прошу. Имею в виду не только френдов. Причин…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments