Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

Как победить зло в одном отдельно взятом сериале: "Никто, кроме тебя"

 Что-то у меня последние дни - все приветы из прошлого, простирающиеся в будущее. 

За каким-то чертом полезла на торрентах смотреть список выложенных мексиканских сериалов, глянуть старых знакомцев. Нет, ну, а кто не грешен? когда это было-то - детство золотое, совсем неспешно переходящее в первую робкую юность.

Наткнулась на одно название и задумалась: уж очень много воспоминаний во мне всплеснулось... и не только воспоминаний - как будто я снова легкой ногой прошлась по базовым плитам своего миропонимания. 

Да, "Никто, кроме тебя". Наверное, кто-то из вас еще и помнит этот сериал. Рыжеволосая красавица Ракель, благородный и горячий Антонио, брат-злодей Максимиллиано (никогда толком не знала, через сколько "л" пишется его сложное имя), мерзкие родственники Ломбардо, накал страстей и криминала. Ничего особенного. Но.

Вкратце перескажу сюжет для несмотревших: рыжеволосая Ракель по страстной взаимной любви вышла замуж за Макса Ломбардо нет, не Ломбардо, как же его звали-то? полагая, что это его сводный брат Антонио Ломбардо - гадкий Макс имел в виду прибить сводного братца, а потом вместе с Ракель (которая была бы наследницей) разделить его несусветные богатства и жениться на ней уже под своим именем. Любимому брату он подстроил авиакатастрофу, уж не помню как - то ли парашют ему проколол, то ли бензобак самолета продырявил, то ли билет на перелет авиакомпанией "Сибирь" купил - не помню. 

Но паршивец Антонио выжил и сильно удивился, когда, вернушись домой после авиакатастрофы (с которой он, как порядочный герой, не принес домой и синяка), обнаружил там безутешную несостоявшуюся вдову, а оная вдова сильно удивилась, увидев, что Антонио на самом деле - рослый усатый богатый красавец, а не коренастый безусый безденежный угрюмец, за которого она выходила замуж. 
Ракель срочно пересмотрела свои взгляды на любовь, объявила Максу, что пошел на фиг она не в состоянии пережить его катастрофический обман с именами, и влюбилась в Антонио. Ну, а тот, ясен день, в нее.

Максимиллиано же, вместо того, чтобы проникнуться нехитрой (и, с моей точки зрения, совершенно адекватной в этом случае) мыслью, что все бабы шлюхи, плюнуть и переключиться на что-нибудь другое, вошел в штопор (как оказалось, он-то на самом деле был влюблен в Ракель, даже имея в виду антониевские бабки) и начал прикладывать усилия одно другого глупее, чтобы если уж не вернуть себе ее сердце, так хотя бы заполучить в койку. Куда ее уже заполучил Антонио, которому факт его брака в какой-то момент начал доставлять удовольствие. Собственно, Ракель тоже пришла к выводу, что все к лучшему в этом лучшем из миров.

И дальше весь сериал Макс строит козни одна другой краше, семейка Ломбардо ненавидит Ракель, считая ее обманщицей, шлюхой и охотницей за антониевскими деньгами (учитывая, как она поступила с Максом, которого типа в начале фильма любила - я тоже прониклась такими подозрениями), а Ракель с Антонио выясняют свои нелегкие отношения в стиле "у попа была собака, он ее любил...", периодически ссорясь прямнасмерть и мирясь прямнавсегда, и так двестиписят раз за весь фильм. Непонятно, кто из братцев был большим мазохистом - Макс, который чуть не ночевал у порога ракелевской с Антонио спальни - или Антонио, который совершенно точно знал, что это Максимиллиано ему шасси проколол, но от благородства душевного продолжал давать ему деньги на пиво и сигареты. Но, кажется, ситуация доставляла всем огромное удовольствие, а в особом экстазе были зрители, особенно, когда Ракель сбежала из дома в пятнадцатый раз, потому что Макс в пятнадцатый раз ее перед Антонио подставил, а Антонио, как последний идиот, в пятнадцатый раз ему поверил.

Дело пошло к концу тогда Макс, окончательно рехнувшись от спермотоксикоза, а может - бросив пить, курить и из карманных денег собрав таки средства на киллера, решился угробить Антонио еще разок. Вместо того, чтобы, пользусясь непонятным доверием к себе брата, подсыпать ему полония в чай, Макс пошел Сложным и Трудным Путем. Не помню точно, как там дело было - кажется, Антонио решил развеяться на прогулочной яхте с друганами, а друганы достали из карманов стволы и начали по нему палить. Оказалось, они-то и были киллерами Макса. Очень нехорошо получилось. Но такие, как Антонио, понятно же, в воде не тонут - герои, чай! - поэтому он огорчился и уплыл от них на какой-то необитаемый остров, где наконец-то потерял сознание от попавших в него пятидесяти пуль. Дальше его спасла бывшая любовница, жгучая брюнетка Маура, на которой он обещал, но не женился - прости, мол, дорогая, но братец за меня уже женился на Ракель, и я одобряю его выбор - выходила его, и он вернулся домой весь в белом костюме и с розочкой в петлице. Как Маура нашла его на необитаемом острове - не помню, хоть убейте. Вероятно, в светских кругах Мексики в то лето была популярна игра в Робинзона Крузо.

Макс тем временем, пока дражайший братец подыхал на острове в окружении жгучей брюнетки, петушился перед Ракель и распускал павлиний хвост, разводя ее на все-таки потрахаться и даже жениться уже по-настоящему (да! жениться-то он на ней женился, а супружеской долг в начале сериала исполнить не успел, вот откуда все фрустрации-то и залипания!), а та, к концу третьего месяца задумавшись, что дражайший муж что-то долго не возвращается с рыбалки, не без интереса начала поглядывать на Максимиллиано. Чем только укрепила зрителей в лице меня, что ломбардовская семейка, относясь к ней с сугубым подозрением, в общем, была не так уж далека от истины. Макс же, судя по всему, честь, достоинство и молочные зубы потерял одновременно и очень давно, потому что каким же нужно быть слюнтяем и размазней, чтобы жениться на даме, которая тебя отшила вышеописанным образом, вместо того, чтобы торжественно послать ее нах... А еще отрицательный герой, тьфу. Повывелись злодеи, что верно, то верно. 

Поэтому он уже купил себе свадебный костюм и позвал друганов-киллеров в свидетели, но тут явился весь белом пиджаке Антонио и снова обломал всю малину. Почему-то в этот раз к киллерской выходке Макса он отнесся куда менее благодушно, чем в первый раз (а может, его просто задолбал необитаемый остров со жгучей брюнеткой), поэтому, увидев братца, он выхватил откуда-то пистолет и начал шмалять почем зря. Макс, кстати, не остался в долгу (хотя за весь фильм в ношении ствола замечен не был), но ему, как отрицательному герою, ясен день, ничего не светило, и он схлопотал пулю в широкую грудь, дождался, пока убийца-брат склонится над ним и заключит в последнее трогательное объятье, объявил "ты никогда не сможешь любить ее так, как любил ее я" и умер с чувством глубокого удовлетворения. Все (включая присутствовавшую при перестрелке маму Макса, мачеху Антонио) пустили слезу, а Ракель закатила истерику и вовсе сбежала в Гвадалахару, оставив Антонио со стволом в руках и полной растерянностью - че это она, расстроилась, че ли? он же отрицательный герой и ваще! 
Кстати, судя по тому, что ни одна сволочь не приехала и Антонио за убийство не заарестовала, зрители в лице меня сделали закономерный вывод, что полиция там куплена почище нашего, российского.
Ракель, в конце концов, к нему, разумеется, вернулась (исходя из контекста - потому что дурик Антонио сбрил усы и стал похож на изначально безусого Максимиллиано), они вместе ходили на могилку Макса и плакали там. Аминь. Про могилку не помню, может, и привираю.



Теперь внимание: к чему я все это. Не просто к тому, чтобы злобновато пересказать воспоминания юности, тем самым, прямо скажем, старательно заглушая тягучие томные нотки в са-амой глубине души и тянучий страх перед тем, чтобы этот сериал себе скачать. 

Плевать мне, откровенно говоря, было на любовную составляющую данного сериала. Киношка меня интересовала чисто как набор сюжетных парадоксов - каждый раз было мучительно интересно: окажется Антонио идиотом или не окажется? психанет Ракель или не психанет? Герои каждый раз не оправдывали ожиданий: один глупил, другая истерила. Макса я, кстати, весь фильм считала полным придурком и терпеть не могла, потому что такую бы энергию да в мирных целях.

Худо стало в последней серии, с выстрела в Макса на глазах у его матери и всей семьи. Макс только успел прошептать сакраментальное и умереть, как я уже абсолютно и совершенно четко поняла, что такой метод борьбы со злом для меня неприемлим. И дело не в том, что один человек - типа положительный - убил другого - типа отрицательного.

Так зло не побеждают. Никак. Никогда. Такая победа не может и не должна, и не смеет называться победой.

У этого сериала мог быть действительно хороший конец. Если бы Макс перестал дурить. Если бы дело закончилось примирением.
И мне достаточно плевать, как бы сценарист это оформлял. Добро не должно побеждать со смертями, и сценарий, где "хороший убил плохого, хэппи-энд" - это не сценарий хорошего фильма. Макс должен был остаться в живых и - в идеале - даже не должен был никуда бы уезжать, потому что это потащило бы за ним, как за изгнанником, темные нити тоски. Нет, он действительно как-то должен был осознать, как-то искупить, и как-то быть прощен. Искупление, кстати, не обязательно, полное раскаяние заменяет искупление.

Я еще раз повторяю - я не знаю, как. Должен ли он был отправиться на этот чертов остров выхаживать Антонио? Должен ли он был броситься ему в ноги, когда тот вернулся домой? Рассказать все Ракель и умолять ее о заступничестве? Шут его не знает. Но где эта проклятая метанойа, где этот чертов катарсис, которого, оказывается, ждешь так крепко? На хрена добру побеждать зло, если нет этого переворота душевного? В чем победа-то, в том, что один стреляет метче?!

Я вообще поражаюсь страшно, что идея раскаяния главного злодея почти нигде не обыгрывается - везде зло уничтожается, а не исчезает, а ведь это разные вещи. Уничтоженное зло оставляет обгорелую дырку, которая тоже есть зло, исчезнувшее - ее затягивает. Уичтожить врага - самому стать убийцей, примириться с врагом - заштопать прореху, действительно мучительную. Мучительную не в последнюю очередь для читателя и зрителя. У кого не сводило все внутри от сцены с Дартом Вейдером и Люком? Потому что возвращение к свету всегда прекраснее уничтожения. Протянутая поднять с колен рука прекраснее добивающего удара. Душевный переворот лучше, чем грандиозный взрыв.

Спасите. Не убивайте - спасите.

А ведь идея невероятно востребована, и на разных уровнях она все-таки сбывается.

Какие фанфики по ГП наиболее популярны и интересны? Какие пары привлекают особое внимание? Гарри и Снейп, Гарри и Драко. Снейп и Люпин, Снейп и Блэк. Враги.
Какой сюжет наиболее востребован?
Примирение.
Примирение врагов.
Почему так оглушительно популярен слэш? Потому что это крайняя точка примирения и близости, особенно ценной после долгих лет вражды. Я даже вот что думаю: слэшевые герои, они... достаточно бесполы. Там весь секс - за исключением действительно нацеленных на порно фанфиков - как бы и не секс вовсе. Телесное выражение душевной близости. Физическое удовольствие практически никогда не стоит на первом месте.

Почему так популярен харт/комфорт? Да потому что нет ничего прекраснее, чем, видя своего врага в беспомощном состоянии, проникнуться к нему жалостью и спасти его. Потому что хочется верить, что ни одна вражда все-таки не доходит до дна души, что все-таки она хоть немного, но понарошку. Потому что милосердие превыше справедливости. Потому что здесь сбывается одна из прекраснейших христианских идей - человек - это не набор его поступков, поступки можно ненавидеть, но умей же видеть человека сквозь его поступки.
Потому что, когда больно - надо помочь.

А победившее добро не должно оставаться на залитых кровью руинах.

Вот как-то так.
 
P.S. Накорябала Бог знает как. Кто бы мог подумать, что и сейчас эти лица, эти голоса, эти музыкальные темы способны выбить меня из колеи. 

Победа добра может быть куплена и облита только одной кровью. Кровью самого добра.
Tags: Жизненное, О важном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments