Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

Новообращенный христианин: как не покалечить душу

 Я знаю, что многие мои камрады и сочувствующие, как и я, внимательно читали грустный и  честный рассказ nataly_hill. Естественно, у нее сейчас идет бурное обсуждение написанного: еще бы, тема благодатнейшая. Я не хочу участвовать в тамошних обсуждениях - на мой взгляд, существуют разговоры, которые можно говорить от уст к устам, да и кроме того - затевать обсуждения и драки мне совсем не хочется. Есть человек, есть человеческая боль, она лечится не бурными дебатами в жж.

Но Наташа предложила мне написать рецензию по прочитанному здесь, у меня. Сначала я растерялась - конечно, о, конечно, мне есть, что сказать, мне СТОЛЬКО ВСЕГО есть, что сказать - но... после драки кулаками не машут. Я могла бы начать распинаться о том, что в наташином случае было правильно, да как следовало поступить, и каким образом действовать... но это было бы похоже на то, как если бы избитому, израненому, истекающему кровью человеку посоветовали бы не ходить во-он в ту темную подворотню и предложили бы карту, как обойти ее по хорошо освещенным улицам. Уместность и благородство подобного рода советов вам, надо полагать, очевидны. Но десять лет назад меня рядом с Наташей, увы, не было - не то, что я самоуверенно полагаю, что могла бы предотвратить трагедию, но тогда хотя бы долгие рассказы о том, как надо, были бы уместны. Говоря о Наташе, я могу говорить только о том, что еще и сейчас можно исправить, выправить, залечить и утишить, но эти разговоры я предпочту вести только лично с Наташей.

Вместе с тем я знаю, что на месте Наташи может оказаться любой новообращенный - слишком молодой, слишком доверчивый, слишком не понявший еще, что это с ним случилось, что он пришел к Богу и в Церковь - да и к Богу ли, в Церковь ли? Судя по Наташиному рассказу, нет выхода, как безоглядно уйти из Церкви, где тебя душат и ломают, где калечат твою душу и выбивают из тебя всяческую личность. Судя по опыту моей собственной жизни - Церковь - это не угол, куда загоняют человека, в Церкви есть место и свободе, и творчеству, и самостроению своей души, и поиску своего, своего собственного пути к Богу. Попробую найти разницу.
 

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 
возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, 
и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Матф.11:28-30)


Что встречает неофита, первый раз дерзнувшего переступить церковный порог? Строгие каноны, непонятные правила, полузнакомый язык и невероятное количество условностей и убеждений, которые нужно принимать исключительно на веру. Немудрено, что у человека складывается впечателение, что шаг влево - шаг вправо - попытка побега, а прыжок на месте - попытка улететь, за которую попытку тебя будут хватать за ногу и стараться сдернуть с неба. На впервые пришедшего в церковь человека - если он пришел не просто столбиком на службе постоять и побыть подсвечником - обрушивается невероятное количество информации, и вся-та она такая правильная, и вся-та она такая строгая, и не дай Бог стоять перед иконой не по стойке смирно, а формула "святые отцы сказали" должна вгонять в благоговейный транс. Церковь отбирает у человека его собственные представления о мире и Боге и навязывает свои - вплоть до того, что не смей молиться своими словами, а только по молитвеннику, не смей думать и рассуждать, а пользуйся готовыми формулами, не смей быть собой - ибо ты грешен и грязен, и должен полагать о себе именно так и никак иначе, смиренничание и самоненавистничание - это наше все, а благочестивое "спаси ж тебя Господи" в устах усердных прихожанок звучит полноценным эквивалентом "пошел на ...".
Так?

Разумеется, вышесказанное - то, как оно зачастую выглядит снаружи - не имеет к подлинной жизни в Церкви - да, да, начиная с самых первых дней неофитства - ровным счетом никакого отношения. 

Вышеописанное состояние характерно для такого неофита, для которого приход в Церковь - это самоцель, и именно здесь, в земной Церкви он готов растворить себя и обрести ВСЕ, даже и не думая глядеть при этом на Небо и помнить о том, что все, переживаемое и обретаемое нами здесь - это только кирпичики для построения здания собственной души.
Но приход в Церковь - это далеко не самоцель. Прийти в Церковь и воспринять все ее правила и законы, каноны и догматы, не имея в себе самом хотя бы самого начального знания о Боге - это и значит, остаться и запутаться, и быть задавленным непомерно огромным количеством информации, исходящей от разных людей. Она вся может быть благочестива и полезна, хороша и правильна, душеспастительна и благолепна - но она будет плодом религиозной жизни других людей, которая может сильно отличаться от душевного и жизненного настроя неофита. 

Понимаете, суп, компот, кофе и шампанское сами по себе хороши и замечательны: суп сытный, компот сладкий, кофе бодрит, а шампанское ударяет в голову веселой легкостью, но если все это смешать между собой - смесь получится адская. Взорваться, может, и не взорвется, но человека обязательно стошнит. Надо есть или что-то одно или, хотя бы, по очереди. С паузами.
Бог касается каждой души по-разному, и каждой душе Он приуготавливает какой-то собственный путь до Себя. Нет, не подумайте, я вовсе не собираюсь проповедовать экуменистические идеи и говорить о том, что до Него можно дойти дорогами любой религии. Я совершенно точно, по собственному опыту и опыту моих друзей-христиан знаю, что и православные дороги к Нему порой разнятся разительно. Не переставая при этом быть православными и следуя завету блаженного Августина - в главном согласие, во второстепенном различия и во всем - любовь.
И только ощутив прикосновение Божие, первое, но важнейше-определяющее, расслышав Его голос, можно начать строить свою христианскую жизнь (да, а материала уже приуготовлено очень много). А пытаться строить ее, не получив вот это первое направление - все равно, что пытаться строить дом одновременно из кирпича, камня, дерева, соломы и снега. И дом рухнет, и под обломками погребет. 
А христианство - это такое пространство, где душе можно построить крепкий и прочный дом из любого материала, и на это будет благословение Божие, выраженное в Его разных святых - сколько у нас святых, какие они все разные, какими разными путями шли они ко Христу.
Мне немного сложно советовать о сроках. В моем случае от обращения до серьезного прихода в Церковь прошло порядка семи лет - за это время я успела выстроить сама для себя всю систему моей веры, которая удивительнейшим образом полностью совпала с православным учением (хотя, разуме-е-ется, в православии я еще потом много чего интересного для себя отыскала). Поэтому я достаточно легко отличала важность догмата о Божественности Христа от "важности" правила о не передавании свечи левой рукой через левое плечо. Но, может быть, годы - это много, в Церковь, надо думать, можно прийти и раньше, и, вместо того, чтобы, как я, изобретать велосипед, задумчиво вычерчивая в собственном дневнике нечто, что окажется крайне похоже на Символ Веры - принять основу как данность и заняться более тонкими и личными вопросами.
Но как бы то ни было, меньше всего Христу нужно, чтобы те, кто приходят к Нему, отказывались от собственной личности и становились пустыми сосудами, собирающими безразборно и непросеянно всю информацию. Христос хочет соприкоснуться с душой, сердцем и волей каждого, и любовь каждого к Богу уникальна и неповторима. Но к Богу! Нельзя уравнивать любовь и Бога с массой непросеянных сведений о нем.
В каком-то смысле, каждый христианин, придя в Церковь, хотя бы какое-то время (если не всегда) работает Золушкой, разбирая горох, пшено и рис по разным корзинам. Что-то он ест, что-то он не ест, на что-то у него аллергия, такое тоже возможно. Главное, чтобы не было аллергии на все сразу.

И - о, да, я уверена в этом - первые шаги по дороге к Богу... или даже правильнее будет сказать - с Богом - вполне себе могут включать в себя и недоумения, и непонимания, и - после окончания благодатнейшего первого периода неофитства, когда Бог просто погружает человека в океан любви и тепла, - даже ссор. А как же может быть иначе?! Ведь это - период встречи и притирания друг к другу двух ЛИЧНОСТЕЙ. Бога - и того, кого Он создал по Своему образу и подобию. Как же здесь может обойтись без шероховатостей?! 

Я не могу читать просто так. Я над книгой думаю. Начинаю представлять себе все, что в ней описано, сопереживать героям. Обдумываю те идеи, которые там излагаются, и, если с чем-то не согласна - немедленно начинаю мысленно спорить.
То же самое будет и с Писанием. Если я начну его читать - то начну воспринимать Христа не как ГОСПОДА БОГА, КОТОРЫЙ... и так далее, а просто как героя книги, собеседника. Во мне не будет должного благоговения. Если какие-то его слова мне не понравятся (я даже примерно представляла, с какими словами это может случиться) - я начну мысленно с ним спорить. Если не понравятся какие-то его действия - испытаю внутренний протест. И так далее.
Короче говоря, я впаду в богохульство, богоборчество, а возможно, даже и вовсе утрачу веру. Окажусь очень плохой христианкой.

Дело кончилось тем, что Ната так и не прочитала Евангелие. А ведь хотя бы вынесенная в эпиграф цитата, может быть, и подсказала бы чего...

...Я вспоминаю мое первое Евангелие. Собственно, что его вспоминать - вон, на полке стоит, внушительное такое издание Библии, Ветхого и Нового заветов, в черной обложке с золотым крестом, папиросная бумага, толкования Лопухина. Весь третий том - Новый завет - исчеркан разными ручками, что-то подчеркнуто, что-то вычеркнуто, что-то отмечено восклицательным или вопросительным знаком, комментариев на полях больше, чем лопухинских (с которыми я тоже во многом была не согласна и не согласна до сих пор), комментариев самых различных, от восторженных до ехидных и дерзких. Я совершенно уверена, что процесс вливания человека в Евангелие не может обойтись без сомнений, смущений, зазоров, зацепок, недоумений. Невозможно прочитать Евангелие и сразу и безоговорочно и не покривив душой принять все, что там написано. Уверена, что у всех искренних христиан в Евангелии были или есть места, вызывающие смущение и - как бы даже не неприязнь. Я навскидку перечислю несколько расхожих: слова Христа о ненависти к родителям, история со смоковницей, история с язычницей, у которой Он якобы не хотел исцелять дочь... ну, я думаю, что камни преткновения у каждого могут быть свои. Но это нормально. Если бы мы могли сходу прочитать Евангелие и сходу принять все, что в нем написано - Евангелие и вообще не было бы нужно.

Ведь оно дается нам на вырост. Ведь это - вышина, которой мы только должны достигнуть, глубина, до которой мы долго и долго будем учиться нырять, твердая пища, которую еще усваивать и усваивать. Евангелие невозможно понять и принять, не возрастая в любви Божьей, и невозможно будет понять и принять острые и горькие слова Его обличений, Его предостережений, если не понимать все глубже и глубже Его любовь к людям. А для этого нужно долго находиться рядом с Ним и стараться Его постичь. Сходу непонятный кусок текста не стоит отшвыривать насовсем, но стоит отложить и вернуться к нему позже. И, конечно, можно задавать вопросы - как священнику, как толкованиям святых отцов, так и Ему Самому. Он, не побрезговавший принять рабский образ и претерпеть муки и смерть от нечистых рук, уж точно не побрезгует вопросами и недоумениями тех, кто хочет быть с Ним.

Недоумения. Непонимания. Метания от неосознания рамок собственной любви (и любви ли уже?), от непонимания границ Его любви. Отношения с обретенным Богом очень не сразу входят в колею мирной доверчивости (и то - даже войдя, запросто могут из этой колеи вылететь, и приходится восстанавливать все заново). Совсем не сразу новообращенный осознает, что в его жизни ведет к Богу, что отталкивает от Него, чем нужно пожертвовать, что можно оставить. Душа, только что нашедшая Бога - это такая кипящая плазма... 
А Церковь учит: нельзя то-то, то-то и то-то. И вообще, вот заповеди и список грехов, изволь выучить и никогда так не поступать. А то будет плохо.
И неофит опять покорно вгоняет себя в чужие рамки и чужие правила, перестает читать книги, слушать музыку и смотреть кино. Он не делает это, не делает то, а в душе накапливается раздражение: а почему я не должен это делать? а почему я не должен делать то? И возникает страх согрешить - не страх того, что грех помешает ему общаться с Богом, а просто страх сделать что-то не то, за что обязательно прилетит наказание. 
И никак не поймет, что наказанием и будет охлаждение его любви к Богу и, как следствие - вновь Его отдаление. И грех - рана, а вина уже во вторую, куда менее значительную очередь, потому что Богу намного проще простить вину (прямо скажем, прощение, как прекращение гнева вообще не имеет места, Бог любит нас и согрешивших, поэтому вина греха - не подразумевает отталкивание нас Богом), чем человеку - потянуться к Богу за исцелением раны.
А все потому, что эти запреты не имеют основания в его собственной душе. И он не осознал на собственной шкуре (на собственной шкуре - это очень показательно), как именно тот или иной поступок влиет на их отношения с Богом. Хорошо еще, если неофит способен умозрительно просчитать, что злоба на ближнего своего дурно повлияет на несмелую и неокрепшую радость бытия с Богом (потом, когда она осмелеет и окрепнет, о злобе вообще речь не зайдет - радость и любовь с легкостью перешибут любую негативную эмоцию, но  это будет очччччень нескоро). А если не способен? Хорошо, если он догадается, что напихивание в свою душу всего-всего-всего оставляет в этой душе все меньше места Богу (если только он не захочет пронизать Богом все, что в свою душу притащит, но опять же - не все способно воспринять благодать Божью). А если не догадается?

Взлеты и падения на пути с Богом будут непременно. Но это тоже нормально, не может быть только возрастания - наша природа повреждена грехом, она не всегда способна отличить добро от зла, а даже и отличив - не всегда способна сделать правильный выбор. Но именно взлетая, падая и набивая шишки, мы осознаем - что есть Бог в нашей жизни, как не нужно себя вести, чтобы Его не терять. 
Иногда нужно потерять Его, чтобы понять, КАК же Он нужен. Иногда Его отсутствие вопиет к душе гораздо громче, чем даже Его милость. 
А уж как прекрасна новая встреча после такой разлуки.
И чем дальше идти по пути с Богом, тем легче будет отличать то, что Его и то, что не Его, уже не пробуя обязательно на вкус. 

Путь христианина - это всегда путь первооткрывателя. Это всегда выход на неведомые земли, это всегда новизна знакомства - пусть догматам Церкви уже две тысячи лет, но именно ты подошел к ним впервые. И тебе на этой земле и с этими догматами жить. 

Чужим опытом, чужими картами пользоваться, несомненно, можно. Молитвы из молитвенника, если их читать, а не вычитывать - прекрасны, в них столько любви и стремления к Богу, что твои собственные чувства прекрасно озвучиваются этими словами, которые становятся - твоими. Но нельзя подгонять свою личность под этот опыт и под чужие молитвы: если есть, что сказать еще - скажи, если с чем-то в молитве не согласен - опусти этот кусок.  А главное, главное!!! - нельзя подменять собственный опыт чужим. Нельзя становиться кусочным набором информации от других людей.
От куска мрамора можно отсекать лишнее - и выйдет прекрасная статуя, но если расколоть кусок пополам - то статуя будет загублена. Надо различать лишнее, что на тебе (и в тебе) налипло и то, что есть ты. Церковь не губит личность, и ее не губит Бог. Вообще, наша личность - это то, что Он спасает. 
Можно измениться, но при этом остаться собой. Вообще, соприкоснувшись с любовью Божьей не измениться нельзя, но она не разрушает и не калечит, она не гнетет, за ней хочется тянуться, в ней хочется меняться. Его Любовь - это замечательный вызов человеку: дерзай! а Я поддержу.
Tags: О важном
Subscribe
promo la_cruz september 17, 2014 11:33 160
Buy for 200 tokens
Слушайте, а сколько народу тут из христианской тусовки? Под таковыми разумею не только христиан, но сипатизирующих и интересующихся тоже - вообще, кому интересны посты " О важном". Пожалуйста, отметьтесь тут как-нибудь, хоть крестиком, очень прошу. Имею в виду не только френдов. Причин…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments