Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

О важном: ЗАПОВЕДЬ, ГРЕХ, ЛЮБОВЬ

ГРЕХ, КАК ТАКОВОЙ
 
Часть 1
 
Мне не нравится, когда слово "грех" употребляется в обыденном разговоре и светскими людьми... Не потому, что я трепетно отношусь к нашему религиозному вокабуляру (как могло показаться некоторым уважаемым камрадам) - в таком случае, мне стоило бы возражать и против слова "спасибо", оно же "спаси Бог". Просто я не люблю профанации. И даже больше. Я не люблю, когда из профанации (ладно, чего уж там, сама периодически балуюсь юморесками на религиозные темы: и читаю, и пишу) вырастает глобальное непонимание самой сути того, о чем говорится, и делаются далеко идущие выводы, заводящие совершенно не туда.
Мне кажется, со словом "грех" произошло именно это - от непонимания сути этого слова делается быстрый и поверхностный вывод о сути отношения людей с Богом и о вере в целом.

Грех в светском понимании этого слова - некий нарушенный божественный запрет или - примитивнее - делание чего-то наперекор Богу. Запрет этот иногда совершенно не ясен, а последствия его нарушения и хождений наперекор - опять-таки в светском понимании - ужасны: Бог начинает гневаться и даже может наказать за такое непочтительное отношение к Своим уставам. От этих представлений делаются заявы типа "ну что ж, Он, такой крутой, а такую фигню не может простить, обязательно наказывать?", "фу, какой мстительный Бог, за паршивое яблоко изгнал из рая Адама с Евой", и парадоксально этому (но внутренне очень логично, ведь именно такое поведение ожидается) - "если я грешу, чего ж ваш Бог меня не наказывает?", в общем, Господь предстает мстительным и злобным, готовым вломить провинившемуся за любую мелочь. И вообще вопль "да почему это грех, да что я этим плохого кому делаю, ведь всем же хорошо?!"

Гм и еще раз гм. Никто, в общем, особо не задается вопросом, а чего ж такое есть на самом деле этот божественный запрет, что его нарушать-то крайне не рекомендуется, и чего может случиться с человеком на пути прекословия Богу.

Господа хорошие, грех - амартиа - это, в переводе, значит "промах". Промашка мимо цели. А не радость от нарушенного запрета, омрачаемая памятью о Боге с плеткой.
Но мимо чего эта промашка?

Грех - это то, что делает Бога нам чужим.

И прошу не путать. Именно Бога - чужим нам. Грех не делает нас чужими Богу. Мы для Него - всегда родные и любимые дети. Именно человека грех отвращает от Бога и представляет Бога далеким, чужим и - как закономерность - в роли карателя.

Грех - выбор того, в чем нет Божьей воли - следовательно, выбор не Бытия (которое всегда и только с Богом). Следовательно - выбор Небытия. Добровольно и с песней. Вот так. А нет ничего, более чуждого друг другу, чем Бог (Совершенное Бытие) и Небытие. И проткнувшему свою душу еще одной дыркой греха-небытия, конечно, все сложнее взирать на Бога. Более того, присутствие Бога становится страшным и тягостным.

Я пойду еще дальше и заявлю: Небытие - это и есть пресловутый страшный ад, где, конечно, нет никаких сковородок и чертей (с которыми все веселее бы было), и где, что гораздо хуже, нет Бога. Зато там есть выбравший это Небытие человек, во всей своей красе, со всем набором своих мнений, желаний, истин, правд, полуправд, стремлений, противоречий и целей. Но - без источника жизни внутри себя, ибо источником жизни является только Бог. Который остался там, от чего человек отвернулся. А жить, бытийствовать, черпая из самого себя - надолго не хватит. На вечность не хватит, потому что вечен только Бог. И в конце концов, человек становится стружкой, завитой вокруг пустоты. "Ты будешь есть и не будешь сыт, пустота будет внутри тебя".


Я прошу заметить, что пока Бог, как Личность, Себя еще не проявил. В смысле, сам человек добровольно выбирает грех, следовательно, добровольно выбирает ад. Ад - это не наказание, а выбор.

Когда Господь говорит, что за неким
modus vivendi воспоследует ад - Он не угрожает. Он честно предупреждает о последствиях нашего выбора. И честно старается - путем Своих заповедей - не допустить нас (хотя бы тех, кто Его послушает) до такого страшного окончания пути.

Ведь грех - не в нарушении заповеди! Заповедь - это только обозначение греха! Отметка опасной территории, не всегда и не всем очевидной. Примерно так: в море на некотором расстоянии от берега водятся акулы. Ближе определенного расстояния они не подплывают. Хозяин пляжа заботливо расставил буйки, указывающие опасную черту. Так заплыть за буйки плохо не потому, что заплыли за буйки и тем самым типа обидели хозяина пляжа, проявившего свою заботу. А потому, что акулы сожрут!

А акулы греха и пострашней акул морских будут.

Итак, делание греха - это беспечные (глупые, дерзкие, вызывающие, бравирующие, случайные каждому свое) прогулки за буйками, за столбиками, на которых большими буквами написано "Осторожно, мины!!" или за высокой оградой, где намалеван яркий знак радиации Внимание, вопрос: кому худо-то будет, когда сожрут тебя, или когда подорвешься, или когда огребешь такую дозу, что время жизни перестанет измеряться днями и неделями, а начнет - часами и минутами?

И что самое ужасное: даже если ты безграмотен и не знаешь символику радиации, даже если ты принимаешь буйки за смешные плавающие шарики, то есть, искренне не подозреваешь об опасности - это не делает территорию греха безопасной.

Так вот. Да. Это, конечно, нехорошо по отношению к Заботившемуся о тебе и оградившему опасную территорию. Наплевательское отношение на заботу и попытку уберечь.

Но, господа хорошие, камрады дорогие, сделайте же логический вывод. Если расставлены буйки и намалеваны символы - значит, Тому, Кто это сделал, наша судьба небезразлична. И не к тому Он делал это, чтобы ловить нас "на горячем" и тащить в ближайшую тюрьму. Если это сделано (написано, нарисовано, объявлено) для нашей безопасности - следовательно, Сделавший это хорошо к нам относится. И Он не будет наказывать того приду… беззаботного/дерзкого товарища, который, сунувшись куда не следует, обжегся по полной программе.
Ведь Бог действительно любит нас.

А следовательно, наши прогулки по запретной (опасной!!!) территории и полученные ожоги/укусы/ранения не только приносят вред нам, но и ранят Того, Кто так старался нас защитить.

Ему тоже больно, и горько, и страшно за нас - потому что это очень страшно - навсегда потерять того, кого сотворила твоя любовь. Да, мы виноваты перед Богом, когда грешим - виноваты перед этой любовью, на все ради нас готовой - даже на смерть - мы виноваты, но... Но когда любишь - прощаешь. И Господь не карает за оскорбление Своей любви. Он вообще согласен забыть и не вспоминать, если только мы опомнимся и вернемся к нему: радость Бога от возвращения блудного сына куда сильнее счастья самого вернувшегося, как бы велико ни было его счастье.

Бог никогда и никого не покарает смертью: Он ненавидит смерть куда сильнее, чем мы. 

На смерть мы можем себя обречь только сами - и быть упорными в достижении именно такой цели. А Господь, ожидая нашего покаяния, нас обычно еще и защищает от последствий наших же грехов - если бы не так, то мы бы болели и умирали куда чаще и куда быстрее, чем сейчас. И очень многие - от банального самоубийства, воспоследовавшим за глубокой депрессией. Ведь потеря Источника жизни прежде всего загоняет в депрессию: из самого себя черпать долго не получится, из окружающих - тоже. И вообще, когда Бог снимает Свой покров (по нашим многочисленным и настойчивым просьбам) - вот тогда понимаешь, КАК же на самом деле не хватает в жизни этой вертикали, соединяющей Небо с землей. Остается ползать по земле.

А вот что это за укусы и ожоги - стоит сказать несколько слов. Это - то, что разрушает нашу душу. То, что дырявит ее не-волей Бога, небытием. То, что делает нас дальше от Источника жизни и - как следствие - от вечного спасения.
 
Короче говоря, грех - это не столько вина (перед Божьей любовью), сколько рана нашей собственной душе. Это - шаг к тому, что в Откровении Иоанна названо "второй смертью", то есть, к вечности без Бога, к вечной погибели.

И восклицание "ты согрешил!" должно не наполнять душу гордостью "какой я молодец, что лихо нарушил эти ханжеские запреты и прогулялся по запретной территории", а вызывать желание рукой зажать открытую рану и броситься за помощью к Тому, Кто единственный такие раны может исцелять.
Недаром перед исповедью в церкви читается молитва, в которой церковь называется "больницей", а исповедующиеся - ждущими исцеления.

Теперь о наказаниях Божьих за грех. Кары ради кары Господь не устраивает, почему - я объяснила выше. Но есть некоторые но.

Здоровая душа чувствует боль от греха и стыд перед Божьей любовью. Собственно, боль и стыд - признак здоровой души, признак того, что грех ей чужероден. Нездоровая - не ощущает (по слову Исаака Сирина "грешник похож на пса, который лижет пилу и не замечает наносимых себе ран, потому что пьянеет от вкуса собственной крови") и все глубже и глубже погружается в небытие, в жизнь без Бога и памяти о Боге. Поэтому Богу иногда приходится "давать по рукам", с тем, чтобы хоть немного заставить человека опомниться. Чтобы еще раз дать ему возможность выбора!! Да, человек может и дальше упорствовать в грехе, а может и очнуться, оглядеться, принять наказание Божье (наказание не как кару, а как вразумление, как наказ) и покаяться. Но, по крайней мере, у него появится выбор, а жизньво грехе, без памяти о Боге, такой выбор отнимает.


Часть 2


Порой оппоненты христианства исходят из той мысли, что Господь изначально создал ВСЕ (и доброе, и дурное), а потом оградил одно от другого заповедями-запретами. То есть, акул в море насадил. По такой мысли, Господь - Творец и зла тоже.
То есть, грех - это некая созданная Богом реальность, в которую можно вляпаться, если зайти за указанные Им границы.

Но это не так. Бог зла не творил, хотя бы потому, что зло - как антоним добра - небытийственно, то есть, сотворить его невозможно.

Бог - Абсолютное благо и бытие - не может иметь никакого отношения к тому, что есть зло - неблаго и небытие.

(Именно поэтому ад не "существует" в том смысле, в каком мы привыкли предствлять себе существующее - во времени и в пространстве).


Грех - промах - это не реальность, а действие-ошибка (я сейчас не трогаю понятие греха, как раны, т.е., его воздействие по совершении на человеческую душу). Ошибка, которую можно сделать, если противопоставить себя Божьей воле. Даже если это сделано осознанно и нарочно, все равно, с объективной (абсолютной, Божественной, если угодно) точки зрения, выбор того, что ведет в небытие против бытия - это ошибка. А если это сознательный выбор - значит, ошибка в сознании человека и его жизненной ориентации.

Ошибка эта ведет к удалению от Бога и приближению к Небытию.

Понимать (если желаете понимать с точки зрения христианства) следует так: Бог, творя мир, создавал его по Собственным законам. Точнее, по Собственному закону, который у Бога один - Любовь. Нарушение этих законов (этого закона) - и есть грех, ошибка, хождение наперекор Богу, противопоставление себя Ему. Нарушение этого закона - выставление себя за рамки Бытия. Ведь именно Любовь Бога - единственный закон - хранит этот мир, нашу Вселенную, наше Бытие.


Если присмотреться к десяти заповедям повнимательнее, то можно увидеть, что нарушение любой из них - это преступление или против любви к Богу или против любви к ближнему. А именно эти две заповеди (любовь к Богу и любовь к ближнему) Христос называет главными, следовательно их соблюдение - ведущем к Богу и спасению.

Но нам не всегда очевидно, где именно наша воля может пойти наперекор воле Бога, и где именно нас может вынести за край Божьих законов, туда, где эти законы не действуют и Бога нет - в Небытие (мир - еще и еще раз повторяю - держится на законах Бытия, законах Бога, на Его Любви). Поэтому Господь дает нам заповеди. Эти заповеди - не более, чем подстроенное под человеческое понимание (сначала - не очень совершенное в Ветхом завете, потом, в Новом завете - под понимание "продвинутое") объяснение Единственного закона Вселенной - Любви.

А Любовь Бога - это и творящая, и держащая мир сила.

Заповеди - это проявленный в мире закон Любви, попытка Господа объяснить Свой Закон и условие Бытия мира и Бытия человека на уровне человеческом. Причем, если в Ветхом завете это по большей части заповеди отрицательные "не делай то, не делай другое", из 10 заповедей 7 запрещают что-то делать и только 3 - предписывают, то Новый завет сводит эти заповеди к двум - "Люби Бога Твоего всем сердцем, разумением и душой твоими и люби ближнего, как самого себя", и являет полное доверие Бога людям. Теперь уже ничего не запрещается (апостол Павел позже напишет, что "все мне позволительно, но не все полезно"), но Господь надеется, что каждое свое действие человек будет сверять по этим двум заповедям. Блаженный Августин, понимая это, резюмировал так: "Возлюби Бога и делай, что хочешь".
 
Акулы, радиация и "тьма внешняя" (образ небытия в Новом завете) - это символ смерти, небытия, ждущих человека за порогом Божьей Любви и Божьего мира. Это та "смерть вторая", которая грозит гибелью не человеческому телу, а человеческой душе. Именно от нее пришел спасти нас Христос, именно от нее предостерегают и умоляют все заповеди Божьи.

Но создавая нас, Бог создал нас свободными - для того, чтобы мы свободно, а не запрограммировано и не по принуждению выбрали Его и Жизнь (что есть едино). Бог любит нас - и, как истинно Любящий, ждет искренней ответной любви... и как терпеливо, как смиренно ждет. Он, мир сотворивший, в мир пришедший, умерший за нас, - Он в Откровении Иоанна говорит, что стоит и стучит у дверей каждого сердца - и терпеливо ждет, когда Ему отворят, чтобы войти и вечерять с этим человеком. В наши сердца Господь приходит не как хозяин, но как смиренный гость. И только в нашем выборе: оставить Его за порогом, пустить "погостить" на время или сделать Хозяином в своем сердце.

Свобода воли дает возможность Бога принять - или отвергнуть сознательно, или потерять Его случайно - следовательно, выбрать такой путь, на котором Бога нет, следовательно, нет Бытия и Жизни. Недаром же Христос говорит "Я - Путь, Истина и Жизнь".


Часть 3: природа греха


Итак, что же такое грех и может ли он считаться объектом, т.е., быть созданным? Но для ответа на этот вопрос нужно задаться другим: что сотворил Бог?

Вселенную: время, пространство и материя.

При этом Бог не равно Вселенная, иначе был бы пантеизм. Следовательно, уже по отношению к созданному Им миру Господь является чем-то внешним и является целью этого мира. Нет, не поймите меня неправильно, мир пронизан Его благодатью, мир держится Его Любовью, Бог присутствует в мире и действует в нем, но мир не равно Бог, и Бог через мир не выражается. Он Сам - вне времени, вне пространства, вне материи.
И это было так задумано, чтобы Бог не "совпадал" с созданным Им миром, иначе невозможна была бы главная Его "задумка" - свобода воли, свобода выбора, свобода любви или не любви мира и человека к своему Творцу.

Все Бытие сконцентрировано на Боге и устремлено к Нему, как своему Создателю, откуда - все. Но свобода воли подразумевает и совершенно противоположный путь - от Бога. Но вне Бога нет ничего... или можно сказать, что вне Бога есть ничего. Ничто. Путь от Бога - это путь самоуничтожения до состояния ничто.

Ничто, Небытие, в отличие (а они совершенно противоположны) от Бытия, не имеет ни времени, ни пространства, ни материи. Поэтому применять к этому слово "создать" невозможно - ибо именно создавать здесь нечего. Путь к небытию - это не путь в некое пространство, которое отделено от Бога и имеет какие-то свойства и где можно существовать. Это - путь к тому, чтобы не быть. Совсем. И это, в общем-то, страшно.

Как же такое возможно в мире, где Господь есть везде и во всем, как говорит Библия?

Так вот, чтобы разобраться с этим, нужно понять, где именно будет та пустота, к которой придут жаждущие жизни без Бога.

Дело в том, что Бог не насилует волю человеческую. И Он способен самоумалиться и уйти оттуда, где Он не желанен, оставив, по словам Евангелия "дом ваш пуст". Бог уходит из той души, которая Его не хочет. Он остается снаружи, Он остается вокруг, а вот внутри наступает пустота.

И ад, небытие, пустота - это виртуальная реальность души, из которой ушел Бог.
Исключительно по воле и просьбе самой этой души.
Но это состояние ВНУТРИ души, а не снаружи, не вокруг нее.

Такой момент: Бог есть центр Бытия. Из этого центра словно лучами расходится жизнь - ну элементарно вообразите себе солнышко на детском рисунке. В центре меньше не становится: Бог есть неиссякаемый источник.

Небытие наоборот, втягивает в себя, пожирает, но остается ничем, и центра у него нет. Душу, оставленную Богом, невозможно наполнить ничем: все, кроме Бога, временно и не входит в вечность. Все кончится и останется та же пустота. "Ты будешь есть и не будешь сыт, пустота будет внутри тебя". Ад, который всегда с тобой. В тебе. Но не вне тебя.

Беда в том, что человек, отвергнувший Бога и оставшийся без Бога, будет видеть только эту пустоту (ибо во всем остальном Бог, Которого он отверг и Который вежливо избавил человека от Своего присутствия и необходимости видеть Себя), поэтому эта пустота будет для него всем. На всю вечность.

Собственно, это - бесконечное умирание, ибо душа все-таки бессмертна и полностью ее уничтожить невозможно. Как спасение - это вечное и постоянное познание Бога и радость бытия с Ним, так гибель - это вечное умирание и никогда не полная смерть.

Имеет ли какое-то отношение Господь к Небытию? Примерно так: Господь творил Бытие, но, давая свободу воли, давал и потенциальную возможность от Себя отойти, следовательно - Небытие было возможно в потенциале. Но не как некая сотворенная сущность, а как отвержение имеющегося Бытия - самоумаление - самоуничтожение.

Изначально Бог во всем и во всех. Каждый человек сотворен Его волей и Его любовью, и каждый из нас возлюблен Им прежде нашего рождения (потому что и не были бы зачаты, и не родились бы, если бы Он нас не полюбил заранее и не захотел создать). Мы
рождаемся в Любви Божьей. И эту Любовь от нас ничто не отторгнет - Бог не отойдет от нас по Своей воле - ничто, кроме нашего желания.

Если портной шьет платье, то клиент может сделать в этом платье дырку. И материи в этой дырке не будет, и ничего не будет. Но можно ли сказать, что дырку сделал портной? Нет - он сделал то, в чем можно сделать дырку, при желании.

Вот и Господь создал такое Бытие, из которого можно уйти при желании, Бог никого не неволит и не навязывает Свое общество. Но уйти не в заранее заботливо подготовленное "альтернативное пространство", где возможна жизнь без Бога. А уйти в пустоту, которая останется в душе, лишенной Бога. Даже слово "уйти" тут не очень уместно: это не уход, уходит из души Бог. Это именно остаться в вечной пустоте. Даже идти никуда не нужно.

И вот именно затем, чтобы избежать такого кошмара, даются заповеди - эти объяснения закона Любви - и вводится понятие греха, как промаха.

Чтобы понять этот "промах", нужно вспомнить слова Христа о том, что "широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Матф.7:13,14)"

Промахнуться - куда легче, чем попасть. Примерно так: перед нами стоит мишень, у нас в руках лук. Стрела может попасть в мишень, а может уйти в воздух. В воздух попасть куда легче, даже целиться особо не надо. В мишень - сложнее, но только это имеет смысл. Отречься от Бога ради собственных устремлений легко. Сложно каждый раз, каждый день выбирать Бога. И, как сказано в "Гарри Поттере", "выбирая между легким и правильным, выбирать правильное".

Грех, амартиа, промах - это выбор не того пути. Это промах мимо жизни. Это выбор небытия перед Бытием.

Грех - это НАРУШЕНИЕ заповеди. Не нарушение ЗАПОВЕДИ, то есть, в общем, не то худо, что Господню волю преступили и Господа обидели, а то, что преступление этой воли - есть отречение от Его Любви и от Него Самого, а это уже беда.

К примеру, заповедь "не укради". Ее преступление - это не то, что обида Богу, Которому не нравится такое поведение. Это - преступление против любви к ближнему, а любовь к ближнему - это показатель любви к Богу. Если не любишь ближнего, стало быть - не
любишь Бога. А если не любишь Бога, то, совершенно очевидно, что стремление твоей души - от Бога, а не к Нему.
Удержаться от этого (к примеру) греха можно ради любви к ближнему, а можно - ради страха Божьего. Это два пути и они не равноценны: ясно, что удержаться ради любви к ближнему лучше, чем ради страха перед Богом: любовь лучше, чем страх, а апостол Иоанн гораздо позже напишет, что совершенная любовь уничтожает страх. Но Ветхом завете, в котором люди еще не доросли до свободных и доверительных отношений с Богом, дается заповедь "не укради", т.е., мысль человека концентрируется на прямом повелении Бога, трепет перед Которым не даст нарушить заповедь. В Новом завете та же заповедь (и другие с ней) даются иначе: возлюби ближнего твоего. Человечество доросло до того, чтобы самому определять, с чем возможно совмещать любовь к ближнему, а с чем - нет.

В Новом завете Господь открывается людям целиком - Сам приходит и всего Себя людям вверяет. И человек уже сам ответственен за устремление своей души - к Богу или от Бога.

Поэтому Бог не мог создать грех: это не объект. Это "не тудашнее" устремление души. Бог не творит промах - да и как Он может его сотворить за нас, ведь натягиваем тетиву лука мы и целимся - мы.
Господь лишь указывает, что промах возможен, показывает истинную цель и показывает, куда, во всяком случае, целиться не нужно.

Да, и несколько слов, думаю, нужно, о покаянии и прощении. Даже согрешив и тем самым отвергнув Бога с Его заповедями, мы все равно остаемся Им любимы. Любовь Его никогда не перестает быть. И Он всегда готов принять обратно того, кто осознает, Кого он потерял, согрешив, какую рану себе нанес. Господу не нужны ни вымаливания прощения, ни долгие рыдания на тему "какая я сволочь" - более того, это, скорее, вредно и Христу вряд ли приятно: какому любящему приятно слышать такие слова от любимого? Чтобы Он снова вернулся и наполнил душу Своей любовью и радостью, нужно, во-первых, осознать свою богооставленность (пустота ведь становится заметна не сразу, не сразу понимаешь, что Бог ушел и оставил тебя; но чем чище душа, тем быстрее и больнее она понимает это), во-вторых, захотеть это изменить, в-третьих, обратиться к Богу лицом и позвать Его. Покаянно и доверчиво показать нанесенные самому себе раны и попросить исцеления.

И нет временного зазора между покаянием и прощением!

Он исцелит, и следа греха не останется, и это уже не будет иметь никакого последствия для вечности - право же, самую страшную вину Он не удостоит и взгляда: Ему слишком важен человек, кающийся в этой вине. Собственно, исповедь в церкви - это и есть сознательная просьба об исцелении - а вовсе не униженное вымаливание помилования и не сухое перечисление грехов, которые, якобы, автоматически снимаются, стоит прийти в храм и скороговоркой перечислить их священнику. Господу не нужны наши умоляния - Он и без того ищет, как бы нас спасти от нашей собственной упрямой дури и исцелить. Но и равнодушное перечисление совершенных промахов ничего не даст душе: она все равно не сможет принять Бога, потому что нет в ней этого желания.



Tags: О важном
Subscribe
promo la_cruz september 17, 2014 11:33 156
Buy for 200 tokens
Слушайте, а сколько народу тут из христианской тусовки? Под таковыми разумею не только христиан, но сипатизирующих и интересующихся тоже - вообще, кому интересны посты " О важном". Пожалуйста, отметьтесь тут как-нибудь, хоть крестиком, очень прошу. Имею в виду не только френдов. Причин…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments