Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

На стыке двух систем

Еще раз перечитывала избранные отрывки Седьмой книги, надеясь найти хоть какую-то лазейку для того, чтобы сказать "ну, несмотря на то, что все плохо, все будет хорошо". Ну и что, собственно, что герои погибли - смерти, как полного уничтожения, в мире Ро нет, поэтому, говоря о Северусе Снейпе тех, кто ушел, можно поразмышлять об их посмертии - понадеяться, что, может быть, восполнится то, чего они были лишены в этой жизни.
Смерть - непопулярная тема, почему-то раз за разом сталкиваюсь, что очень и очень многие отказываются слышать само это слово, не то, что об этом говорить. Поэтому убираю под кат - там, правда, не только про смерть, сначала совсем даже не про смерть.

Перечитываю. Перечитываю. И все больше прихожу к выводу...
Господа! А вы знаете, что Ро создала довольно-таки жутковатый мир? Мир, который при пристальном рассмотрении начинает разваливаться на куски - и дело не в том, что мы так толком и не знаем, почему в немаггловском Хогвартсе работала маггловская камера Колина Криви, или там, почему в конце пятой книжке в сердце Министерства идут боевые действия, а министерские авроры - последние, кто на это безобразие реагирует, да и то потому, что Дамблдор за ними послал (ага, а так бы с утра явились на работу - а тут о-опаньки!). Нет, мир начинает разваливаться на худшем - духовном уровне. В нем нет тех причинно-следственных связей, которые позволили бы системе работать, восстанавливаться, развиваться.
Христианские мотивы у Ро показаны очень четко и во множестве: это и защита, дарованная путем самопожертвования, это и крестный Гарри, это и прямые новозаветные цитаты, это и изящнейшее переложение катехизисной истины о нужности и опасности раскаяния для разорванной грехом души, это и, разумеется, красной нитью проходящее "ты должен победить любовью", ну, и я уже не упоминаю жертву и воскресение Гарри в конце. Это уже говорено-переговорено, на этом, наверное, даже нет смысла останавливаться.
Но.
Отвлекусь на минуточку: однажды я в книжном магазине увидела учебник про религиоведению и интереса ради открыла полистать, чего там понаписали о моем любимом христианстве - сильно процент чуши зашкаливает за норму - или не сильно. 
Так вот: в главе "Христианство" этого учебника была пересказана Нагорная проповедь, упомянуты известнейшие "люби врага своего", "не гневайся", и... и все. Нет, правда, ВСЕ. Ни о жизни Христа, ни о творимых Им чудесах, ни о Его распятии, ни о Воскресении не было сказано ни слова. Христианство было сведено к набору моральных правил, которыми предписывалось руководствоваться... извините, я имела в виду - которые предлагались ученикам к сведению: какими странными моральными правилами руководствовались эти чудаки христиане. Из христианство, не много, не мало, вычеркнули Бога.
А без Бога вся эта система начинает подвисать: потому что эти заповеди без веры в Него и Его прямой помощи не выполнишь.

Так и система Ро в некоторых небезважных местах все сильнее напоминала мне подвисший компьютер: задача выполняется, выполняется, выполняется, оперативка перегружена, а конечного результата нет как нет. Например, то же раскаянии. Оно запускается, оно тянется, оно выполняется, но только оно никогда не ис-полняется. Оно не освобождает. В мире Ро настоящее покаяние невозможно в принципе: не перед кем, нет высшего, нет духовной вертикали, нет Того, Кто над законом. При всем христианском обрамлении этого мира.

На самом деле - на самом деле - мир Ро - это система на стыке двух религиозных подходов, друг другу противоположных: это подход христианский и подход, скажем так, чтобы не трогать другие религии, в которых я не мастер - подход кармический. Мир Ро живет на шве этих двух подходов, причем, и из того, и из другого исключено что-то ключевое. Из христианского - исключен Бог и духовная вертикаль, из кармического (индуизм, скорее всего? но я могу ошибаться) исключена идея перерождений. Осталась чисто христианская идея нужности покаяния и чисто кармическая идея невозможности покаяния, как изменения своей судьбы. То, что мы сделали, остается навсегда с нами и навсегда влияет на нашу судьбу, как бы мы это ни раскаивали. Это - тупик из тупиков, что-то, застрявшее посредине между идеей кармы-воздаяния, не поддающейся изменению (но ее хотя бы можно отработать в будущих жизнях!) и христианской свободой Божественного прощения (но при этом жизнь одна, человеку положено один раз умереть, а потом Суд (Евр. 9:27) - но суда-то, а стало быь - приговора, а стало быть - какого-то решения, качественного изменения судьбы - нет!). Взято худшее: Бога нет, прощать некому, но и воплотиться заново, чтобы отработать карму - тоже нельзя. Оно на тебе накапливается, накапливается, накапливается, и ты с такой душой уходишь в вечность. Дамблдор, и в жизни сокрушавшийся о своей роли в судьбе сестры, о своем сотрудничестве с Гит... Геллертом - остается с тем же самым и по ту сторону жизни. Некому снять это с него. Это при том-то, что и сам он - вроде, как раскаивается, и Геллерт - тоже.
А ведь говорил Дамблдор о том, что смерть для высокоорганизованного разума - это всего лишь приключение. Но приключения-то как раз и не вышло.

Ровно та же судьба в посмертии ждет Снейпа. А может быть, и еще хуже.
Вы вообще заметили, что роулиновское посмертье достаточно социально и завязано на людях? Лили и Джеймс счастливы оттого, что вместе, рядом с ними счастлив и Сириус, хорошо и Люпину. Они обретают друг друга и им хорошо. Очень, очень популярная идея рая: я встречусь с теми, кого люблю, и буду там счастлив. Дамблдор ждет Гарри и от Гарри получает некоторое успокоение (да и то, уверена, не до конца - Дамблдор вроде позволяет Малышу себя убедить, что он лучше собаки, но сумеет ли он это убеждение сохранить на всю вечность?
Что, в таком случае, ждет Снейпа?
Очень, очень не нравится мне, как сбываются слова, написанные на могиле в Годриковой Лощине: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. В христианской трактовке эти слова ясны: сокровище надо иметь на небесах, в Боге, тогда туда же будет стремиться сердце, и посмертие будет наполнено счастьем.
Где сердце Снейпа? С Лили. Где Лили? С Джеймсом. И с остальными мародерами.
Какое посмертие ждет храбрейшего из людей, учитывая, что по ту сторону люди не меняются? 
А они действительно не меняются: им не с чего меняться. Они... разве что утрачивают плотность.
Да они и не уходят никуда, как бы Безголовый Ник ни говорил, что Сириус-де ушел дальше. Не ушел, уходить там тоже некуда. Слава Богу, Ро не ударилась на этом месте в оккультизм, ни слова не сказано про иные миры (тонкие, огненные, астральные, какие-там-еще-бывают). Но уходить некуда, наполнять сердце чем-то, кроме уже изведанного на земле - нечем.
А что со сердцем Снейпа, достаточно ли пережитого и вобранного на земле для нормальной вечности?
Наполнить сердце Снейпа чем-то еще, дать ему больше, чем он мог ожидать - не может никто. В жизни этого не сумел сделать Дамблдор, за гробом... за гробом тоже некому даровать Снейпу то, что получают в спасении христиане, величайшее из величайших сокровищ - самого себя истинного, без повреждений - самого себя, вечность и Бога. 
Снейпа - в мире и логике Ро - за гробом не ждет ничего хорошего. И я пока не вижу лазейки, чтобы - не выламываясь из логики и строения этого мира - обеспечить ему счастливое загробие.

В загробии и терять нечего, чтобы страдать от адских мук. Адские муки подразумевают бытие Божие, ад - это, в сущности, всего лишь бытие без Бога. Бога нет, ада нет - точнее, ад - для тех, кто совестлив, кто носит в душе раскаяние, кто мучается своими грехами. Жутковатый получается перевертыш: получается, в загробии будет хорошо тем, кто всем этим не мучается и ушел туда, сохранив, скажем так, виртуальную цельность души - то есть, в собственном представлении, вне зависимости от того, так ли это на самом деле. Мы ведь не видим никого, кто ушел туда с "темной стороны": ни Беллы, ни Петтигрю (хотя с ним не все однозначно, умер от собственного милосердия, то есть, душу бы должен спасти, но среди мародеров мы его не видим)... Да, душа Волдеморта, разобранная на запчасти, страдать будет - но и то, не полноценно страдать, потому что осмысленно страдать тот "младенчик" не может, а испытывать дискомфорт и нехватку самого насущного - а это никак не есть полноценное воздаяние за грехи осмысленной душе. А вот Белла в иномирье страдать, очень может быть, что и не будет: а с чего бы страдать, где она что может осознать, где она что теряет? Она и дальше будет упражняться в ненависти к врагам и любви к своему Лорду. 
Вообще, рисуется  сюрреалистично-страшненькая картина: Белла нянчится с душой Тома Риддла. Если ее любовь - извращенна, почему бы не извратить до той же степени и материнский инстинкт?

Короче, не нравится мне все это. Очень сильно не нравится: я бы вообще задумалась об этическом, психологическом и духовном здоровье выстроенного Ро мира. Такого странного мира, где идеала добра, кажется, просто не существует в природе: равняться не на что, сверяться не с чем, тянуться - не к чему.
Tags: Гарри Поттер, Книги, О важном, Седьмая книга
Subscribe
promo la_cruz september 17, 2014 11:33 157
Buy for 200 tokens
Слушайте, а сколько народу тут из христианской тусовки? Под таковыми разумею не только христиан, но сипатизирующих и интересующихся тоже - вообще, кому интересны посты " О важном". Пожалуйста, отметьтесь тут как-нибудь, хоть крестиком, очень прошу. Имею в виду не только френдов. Причин…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments