Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

На стыке двух систем

Еще раз перечитывала избранные отрывки Седьмой книги, надеясь найти хоть какую-то лазейку для того, чтобы сказать "ну, несмотря на то, что все плохо, все будет хорошо". Ну и что, собственно, что герои погибли - смерти, как полного уничтожения, в мире Ро нет, поэтому, говоря о Северусе Снейпе тех, кто ушел, можно поразмышлять об их посмертии - понадеяться, что, может быть, восполнится то, чего они были лишены в этой жизни.
Смерть - непопулярная тема, почему-то раз за разом сталкиваюсь, что очень и очень многие отказываются слышать само это слово, не то, что об этом говорить. Поэтому убираю под кат - там, правда, не только про смерть, сначала совсем даже не про смерть.

Перечитываю. Перечитываю. И все больше прихожу к выводу...
Господа! А вы знаете, что Ро создала довольно-таки жутковатый мир? Мир, который при пристальном рассмотрении начинает разваливаться на куски - и дело не в том, что мы так толком и не знаем, почему в немаггловском Хогвартсе работала маггловская камера Колина Криви, или там, почему в конце пятой книжке в сердце Министерства идут боевые действия, а министерские авроры - последние, кто на это безобразие реагирует, да и то потому, что Дамблдор за ними послал (ага, а так бы с утра явились на работу - а тут о-опаньки!). Нет, мир начинает разваливаться на худшем - духовном уровне. В нем нет тех причинно-следственных связей, которые позволили бы системе работать, восстанавливаться, развиваться.
Христианские мотивы у Ро показаны очень четко и во множестве: это и защита, дарованная путем самопожертвования, это и крестный Гарри, это и прямые новозаветные цитаты, это и изящнейшее переложение катехизисной истины о нужности и опасности раскаяния для разорванной грехом души, это и, разумеется, красной нитью проходящее "ты должен победить любовью", ну, и я уже не упоминаю жертву и воскресение Гарри в конце. Это уже говорено-переговорено, на этом, наверное, даже нет смысла останавливаться.
Но.
Отвлекусь на минуточку: однажды я в книжном магазине увидела учебник про религиоведению и интереса ради открыла полистать, чего там понаписали о моем любимом христианстве - сильно процент чуши зашкаливает за норму - или не сильно. 
Так вот: в главе "Христианство" этого учебника была пересказана Нагорная проповедь, упомянуты известнейшие "люби врага своего", "не гневайся", и... и все. Нет, правда, ВСЕ. Ни о жизни Христа, ни о творимых Им чудесах, ни о Его распятии, ни о Воскресении не было сказано ни слова. Христианство было сведено к набору моральных правил, которыми предписывалось руководствоваться... извините, я имела в виду - которые предлагались ученикам к сведению: какими странными моральными правилами руководствовались эти чудаки христиане. Из христианство, не много, не мало, вычеркнули Бога.
А без Бога вся эта система начинает подвисать: потому что эти заповеди без веры в Него и Его прямой помощи не выполнишь.

Так и система Ро в некоторых небезважных местах все сильнее напоминала мне подвисший компьютер: задача выполняется, выполняется, выполняется, оперативка перегружена, а конечного результата нет как нет. Например, то же раскаянии. Оно запускается, оно тянется, оно выполняется, но только оно никогда не ис-полняется. Оно не освобождает. В мире Ро настоящее покаяние невозможно в принципе: не перед кем, нет высшего, нет духовной вертикали, нет Того, Кто над законом. При всем христианском обрамлении этого мира.

На самом деле - на самом деле - мир Ро - это система на стыке двух религиозных подходов, друг другу противоположных: это подход христианский и подход, скажем так, чтобы не трогать другие религии, в которых я не мастер - подход кармический. Мир Ро живет на шве этих двух подходов, причем, и из того, и из другого исключено что-то ключевое. Из христианского - исключен Бог и духовная вертикаль, из кармического (индуизм, скорее всего? но я могу ошибаться) исключена идея перерождений. Осталась чисто христианская идея нужности покаяния и чисто кармическая идея невозможности покаяния, как изменения своей судьбы. То, что мы сделали, остается навсегда с нами и навсегда влияет на нашу судьбу, как бы мы это ни раскаивали. Это - тупик из тупиков, что-то, застрявшее посредине между идеей кармы-воздаяния, не поддающейся изменению (но ее хотя бы можно отработать в будущих жизнях!) и христианской свободой Божественного прощения (но при этом жизнь одна, человеку положено один раз умереть, а потом Суд (Евр. 9:27) - но суда-то, а стало быь - приговора, а стало быть - какого-то решения, качественного изменения судьбы - нет!). Взято худшее: Бога нет, прощать некому, но и воплотиться заново, чтобы отработать карму - тоже нельзя. Оно на тебе накапливается, накапливается, накапливается, и ты с такой душой уходишь в вечность. Дамблдор, и в жизни сокрушавшийся о своей роли в судьбе сестры, о своем сотрудничестве с Гит... Геллертом - остается с тем же самым и по ту сторону жизни. Некому снять это с него. Это при том-то, что и сам он - вроде, как раскаивается, и Геллерт - тоже.
А ведь говорил Дамблдор о том, что смерть для высокоорганизованного разума - это всего лишь приключение. Но приключения-то как раз и не вышло.

Ровно та же судьба в посмертии ждет Снейпа. А может быть, и еще хуже.
Вы вообще заметили, что роулиновское посмертье достаточно социально и завязано на людях? Лили и Джеймс счастливы оттого, что вместе, рядом с ними счастлив и Сириус, хорошо и Люпину. Они обретают друг друга и им хорошо. Очень, очень популярная идея рая: я встречусь с теми, кого люблю, и буду там счастлив. Дамблдор ждет Гарри и от Гарри получает некоторое успокоение (да и то, уверена, не до конца - Дамблдор вроде позволяет Малышу себя убедить, что он лучше собаки, но сумеет ли он это убеждение сохранить на всю вечность?
Что, в таком случае, ждет Снейпа?
Очень, очень не нравится мне, как сбываются слова, написанные на могиле в Годриковой Лощине: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. В христианской трактовке эти слова ясны: сокровище надо иметь на небесах, в Боге, тогда туда же будет стремиться сердце, и посмертие будет наполнено счастьем.
Где сердце Снейпа? С Лили. Где Лили? С Джеймсом. И с остальными мародерами.
Какое посмертие ждет храбрейшего из людей, учитывая, что по ту сторону люди не меняются? 
А они действительно не меняются: им не с чего меняться. Они... разве что утрачивают плотность.
Да они и не уходят никуда, как бы Безголовый Ник ни говорил, что Сириус-де ушел дальше. Не ушел, уходить там тоже некуда. Слава Богу, Ро не ударилась на этом месте в оккультизм, ни слова не сказано про иные миры (тонкие, огненные, астральные, какие-там-еще-бывают). Но уходить некуда, наполнять сердце чем-то, кроме уже изведанного на земле - нечем.
А что со сердцем Снейпа, достаточно ли пережитого и вобранного на земле для нормальной вечности?
Наполнить сердце Снейпа чем-то еще, дать ему больше, чем он мог ожидать - не может никто. В жизни этого не сумел сделать Дамблдор, за гробом... за гробом тоже некому даровать Снейпу то, что получают в спасении христиане, величайшее из величайших сокровищ - самого себя истинного, без повреждений - самого себя, вечность и Бога. 
Снейпа - в мире и логике Ро - за гробом не ждет ничего хорошего. И я пока не вижу лазейки, чтобы - не выламываясь из логики и строения этого мира - обеспечить ему счастливое загробие.

В загробии и терять нечего, чтобы страдать от адских мук. Адские муки подразумевают бытие Божие, ад - это, в сущности, всего лишь бытие без Бога. Бога нет, ада нет - точнее, ад - для тех, кто совестлив, кто носит в душе раскаяние, кто мучается своими грехами. Жутковатый получается перевертыш: получается, в загробии будет хорошо тем, кто всем этим не мучается и ушел туда, сохранив, скажем так, виртуальную цельность души - то есть, в собственном представлении, вне зависимости от того, так ли это на самом деле. Мы ведь не видим никого, кто ушел туда с "темной стороны": ни Беллы, ни Петтигрю (хотя с ним не все однозначно, умер от собственного милосердия, то есть, душу бы должен спасти, но среди мародеров мы его не видим)... Да, душа Волдеморта, разобранная на запчасти, страдать будет - но и то, не полноценно страдать, потому что осмысленно страдать тот "младенчик" не может, а испытывать дискомфорт и нехватку самого насущного - а это никак не есть полноценное воздаяние за грехи осмысленной душе. А вот Белла в иномирье страдать, очень может быть, что и не будет: а с чего бы страдать, где она что может осознать, где она что теряет? Она и дальше будет упражняться в ненависти к врагам и любви к своему Лорду. 
Вообще, рисуется  сюрреалистично-страшненькая картина: Белла нянчится с душой Тома Риддла. Если ее любовь - извращенна, почему бы не извратить до той же степени и материнский инстинкт?

Короче, не нравится мне все это. Очень сильно не нравится: я бы вообще задумалась об этическом, психологическом и духовном здоровье выстроенного Ро мира. Такого странного мира, где идеала добра, кажется, просто не существует в природе: равняться не на что, сверяться не с чем, тянуться - не к чему.
Tags: Гарри Поттер, Книги, О важном, Седьмая книга
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 43 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →