Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

Как делают антисемитом...

Ну да, ну да - я знаю, такое название - это плагиат. У отца Кураева есть такая книжка, которую положено ругать за экстремизм, религиозную нетерпимость, разжигание национальной розни, разумеется, антисемитизм и так далее, но я этого делать ни в коем случае не буду, потому что в его книге всего этого нет.
Зато все это (разумеется, кроме самого антисемитизма) присутствует в книге, которую нам, студентам МГУ, да и вообще, образованным людям, положено знать (и, если я правильно понимаю, положено восхищаться).

Одна из книг, которые вызывают во мне ярость вперемешку с отвращением - навряд ли такого добивался Фейхтвангер, живописуя приключения и страдания своей доньи Ракель и дона Иегуды. Я не понимаю, почему я, христианка, должна читать и умиляться судьбам людей, от чьих имен идут следующие рассуждения:

Особенно гордились молодые рыцари своими церквами.
С робким любопытством смотрела Ракель на эти тяжелые здания, настоящие крепости. Ракель представляла себе, какие они, верно, были красивые, когда в них еще помещались мечети, когда их окружали деревья, фонтаны, колоннады, медресе. Теперь все было голо и мрачно.

Молодые  гранды  не  раз  предлагали показать ей церковь внутри. В Севилье много  говорили  об  этих  "церквах" - прекрасных старых мечетях, превращенных северными  варварами в мерзостные капища идолопоклонников.

 В  полумраке  горели  свечи.  Стоял  запах  ладана.  А  вот  и то издревле запретное,  что  она  хотела  увидеть  и  чего боялась: изображения, идольские изображения... здесь всюду стояли люди, сделанные  из  камня  или дерева, другие люди и звери, плоские и цветные, были нарисованы  на  деревянных  досках. Так вот они, идолы, противные Аллаху и его пророку!
  Тот,  кому  бог по великой милости своей дал разум, чувство и нравственные устои,  будь  он  еврей или мусульманин, должен гнушаться таких изображений. И действительно,  они  отвратительны, необычно застывшие и все же живые, странно неправдоподобные,  полумертвые  трупы,  словно  уснувшая  рыба  на  рынке.

При этом религиозные склонности самой Ракель оставляют некоторое недоумение:

И  хотя  она чувствовала себя еврейкой, она продолжала соблюдать мусульманские  обряды,  совершала предписанные омовения и читала молитвы. Отец не препятствовал ей.

Оба - и отец, и дочь - отступники от той веры, в которой выросли (мусульманство), отступники и от той веры, в которую типа вернулись (иудаизм). Про Иегуду вообще сказано замечательно: 

Потом, когда она подросла, отец признался, что он хоть мусульманин,  но  в  то же время иудей...

Хотела бы я знать, как это у него получалась этак, и нашим, и вашим.

Они в романе являют собой образ наиположительнейших героев (особенно меня в этом смысле умиляет подсчет богатств Иегудой - его состояние превышает 250 тысяч золотых мараведи - это при том, что человек, обладающий шестью золотыми мараведи, считался человеком состоятельным.

Выражения из текста: "распятые идолы", "сточные воды крещения", "Не могу я потерпеть, чтобы этот король окрестил моего внука во имя своих идолов."...

Автор, разумеется, всецело сочувствует подобного рода отношению.

Ненавистью и презрением, чистыми, полнокровными, полна вся книга. Все отрицательные герои - христиане, все положительные - евреи и мусульмане, единственное исключение - мучительно колеблющийся в вере, каноник дон Родриго, сочувствующий и евреям, и мусульманам, внутренне уступающий и тем, и другим. Все грубое, животное, зверское представлено через христианские образы, наша вера осквернена недостойным описанием (король дон Альфонсо "преклоняет колено перед изображением трех богов"(о Троице), а следовательно, не может понять возвышенную веру в Единого Бога), наша вера сведена до грубых суеверий, наша культура - до отвратительного варварства и неумения сделать что-либо достойного без ловких еврейских рук. Ни один христианский король шагу ступить не может без советника-еврея, все они между собой в родстве и решают всю политику тихо-мирно по-родственному, в то время, как оголтелые христианские короли только и мечтают, чтобы заехать дубиной друг другу по шлему.

У христиан в этой книге отнято все доброе - все. К ним нет и не может быть ни сочувствия, ни любви - донья Леонор, безвинно брошенная жена, представляется злодейкой, хотя в чем она провинилась перед своим Альфонсо? Каждый христианский шаг осужден и дурен, в представлении автора.

Боже мой, после таких книг спрашивают - чего это такое неодобрительное отношение к евреям? Боже мой. Думать можно все, что угодно, можно ненавидеть христиан - но зачем писать такое и зачем давать это читать молодым людям, которым еще на свои честь и достоинство не окончательно пофиг? 
Да что мне та любовь Ракель, да что мне то честолюбие Иегуды? Я не радовалась их смерти в романе  -она подана слишком, как мученичество - но сострадания к ним я не испытывала совершенно. Видимо, я еще не до такой степени смиренна, чтобы сострадать людям, в открытую плюющим на главную святыню приютившей их страны.

Перечитывала к экзамену книгу со злыми слезами на глазах. Даст Бог, вытяну билет по ней. Ох, оттянусь...

Tags: Жизненное, Книги
Subscribe
promo la_cruz september 17, 2014 11:33 160
Buy for 200 tokens
Слушайте, а сколько народу тут из христианской тусовки? Под таковыми разумею не только христиан, но сипатизирующих и интересующихся тоже - вообще, кому интересны посты " О важном". Пожалуйста, отметьтесь тут как-нибудь, хоть крестиком, очень прошу. Имею в виду не только френдов. Причин…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments