Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

Ромео, Джульетта и ну очень кровавая вражда



Часть первая: Ромео и Джульетта: эмансипация эпохи Возрождения

Пока вчера писала про сцену на балконе, задалась еще несколькими вопросами. Вот так всегда, берешься за что-нибудь одно, а в результате приходится разбираться во всех подробностях.

Интересно, подумалось мне, насколько хорошо мы вообще представляем характер того, что происходит между Монтекки и Капулетти? Нет ли какого-то несоответствия между заявленной враждой и тем, что мы видим в пьесе? Точно ли речь о том, что несчастных влюбленных разлучает вражда между их родителями?

Итак, в самом прологе хор объясняет нам расклад на текущий момент.

Хор. Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.

Первые же минуты пьесы нас вроде бы в этом убеждают: сварятся слуги двух господ, прибегает, размахивая шпагой, Тибальт, подтягиваются сеньоры Монтекки с Капулетти, да и сами граждане, вконец умученные этой враждой, уже вопят "долой Монтекки вместе с Капулетти!" И князь веронский говорит о том, что за последнее время такие стычки случились три раза, и сил терпеть их уже нет.

Но.

Кто сварится-то?

Из активно участвующих мы видим только слуг и Тибальта. А вот родственник Ромео, Бенволио, всячески старается погасить конфликт.

Бенволио. Оружье прочь - и мигом по местам!
Не знаете, что делаете, дурни.

Тибальту охота помахаться. И это единственный, подчеркиваю, единственный представитель ОБОИХ родов, который на пустом месте лезет в драку.

Тибальт. Как, ты сцепился с этим мужичьём?
Вот смерть твоя - оборотись, Бенволио!

Бенволио и его пытается образумить. Судя по всему, его эта войнушка тоже уже достала.

Бенволио. Хочу их помирить. Вложи свой меч,
Или давай их сообща разнимем.

Тибальт против и вынуждает Бенволио драться.

Тибальт. Мне ненавистен мир и слово "мир",
Как ненавистен ты и все Монтекки. Постой же, трус!

Дальше набегают сторонники обоих домов, неравнодушные горожане с дубинками, и начинается свалка.
Но при этом сеньоры Капулетти и Монтекки больше грозятся, чем лезут в драку, жены с легкостью их останавливают. А после того, как князь велит прекратить безобразье и всем разойтись, Монтекки спрашивает у Бенволио:

Монтекки. Кто сызнова затеял этот спор?
Скажи, племянник, ты ведь был при этом?

Не похвалил и не сказал "молодец". А "кто сызнова затеял этот спор" - то бишь, кто виноват? Монтекки-старшему уже тоже надоела эта вражда. Как и Капулетти.

Капулетти. Монтекки и меня оштрафовали.
А разве трудно было б жить в ладу?

Похоже, если бы не Тибальт, старинная вражда сошла бы на нет сама собой. И дядя Капулетти, похоже, страшно признателен своему племеннику, из-за которого влетел на штраф и не выволочку от князя.
Но этот вояка изо всех сил старается поддерживать "честь семьи". И наконец-то навлекает на себя открытый гнев своего дяди, Капулетти, причем в ситуации, когда, в общем, возмущение Тибальта даже можно понять.
Я говорю о сцене маскарада у Капулетти, куда, ничтоже сумняшеся, заявляются Ромео и его друзья (отличная, надо сказать, идея - прийти на бал к врагу семьи, рискуя быть узнанными и превратить танцевальный вечер в кровавую заварушку - эх, молодежь, молодежь...)

Итак, Тибальт узнает под маской Ромео, неосторожно подавшего голос, и взвивается от гнева.

Тибальт. Мне показалось, голосом - Монтекки.
Мальчишка, шпагу! Этот негодяй
Осмелился пробраться к нам под маской
В насмешку над семейным торжеством!
Ну что ж, у нас находчивости хватит.
Он жизнью мне за этот шаг заплатит.

Ну, жизнью,.не жизнью, а понять Тибальта можно - многолетняя кровная вражда, все дела, а этот щенок Ромео является на бал, как ни в чем ни бывало - наглость какая. Никакого уважения к древним семейным традициям. Но дядя Капулетти удивительно благодушен.

Капулетти. Мой дорогой, зачем ты поднял крик?
Тибальт. У нас Монтекки! Как он к нам проник?
Врывается к нам, ни на что не глядя,
Чтобы позорить нас на маскараде!
Капулетти. Ты о Ромео?
Тибальт. О дрянном Ромео.
Капулетти. Приди в себя. Что ты к нему пристал?
Он держится, как должно, и в Вероне
Единогласно признан, говорят,
Примером истинного благородства.
За все богатства мира я не дам
Кому-нибудь у нас его обидеть.
Оставь его, вот мой тебе приказ.
И если для тебя я что-то значу,
Развеселись и больше лба не хмурь.
В гостях надутость эта неуместна.

Тут великолепно просто все. И "что ты к нему пристал?" - да Ромео вообще не заметил еще Тибальта, ему не до Тибальта. И россыпь комплиментов в адрес сына заклятого врага, и готовность взять его под покровительство, пока он находится под крышей дома Капулетти. Конечно, можно было бы предположить, что Капулетти просто не хочет превращать маскарад в кровавую кашу, но в таком случае совершенно необязательно рассказывать Тибальту, как прекрасен Ромео. Можно просто тихо убрать с бала самого Ромео!
И прекрасно требование к Тибальту немедленно замолчать и не отсвечивать. Похоже, Капулетти не только не против Монтекки-юниора на балу, он почти дорожит тем, что тот пришел!

Тибальт, надо сказать, просто обалдел от такого подхода (и я, если честно, сколько ни читаю, тоже каждый раз впадают в недоумение).

Тибальт. Нет, к месту, если лишние в гостях.
Я не снесу...

И тут Капулетти разворачивается по полной, выливая на племянника такой ушат холодной воды, что мое вам почтение. Просто поразительно, такой вспыльчивый старикан (сейчас он обрушивается с гневом на Тибальта, потом коршуном налетит на поперек слово молвившую дочь) - и такое смирение по отношению к вражескому сыну!

Капулетти. Снесёшь, когда прикажут!
Вы слышали? Каков! Он не снесёт!
Он не снесёт! Не я, а он хозяин!
Он не снесёт! Он мне, того гляди,
В моей гостиной общество взбунтует!
Он главный тут! Он всё! Он коновод!
Тибальт. Но, дядя, это срам.
Капулетти. Без разговоров! Угомонись!

У меня полное впечатление, что начни Тибальт и дальше что-то вякать, Капулетти демонстративно познакомил бы Джульетту с Ромео. А может... может, он и правда этого хотел? Судите сами, после того, как Тибальт обратил внимание дяди на Ромео, логично было бы предположить, что Капулетти хотя бы из интереса будет следить за тем, что этот самый Ромео на балу делает. Ну хоть краем глаза! Ну хотя бы сразу после разговора с племянником! А что делает в этот момент Ромео? А Ромео целуется с Джульеттой!
После чего узнает, что незнакомая красотка - дочка семейного врага, и в смятении собирается уходить. А что Капулетти? А Капулетти изо всех сил его останавливает!

Капулетти. О нет, куда вы, господа, так рано?
Вон слуги с прохладительным идут.
Не можете? Торопитесь? Ну что же,
Благодарю. Прощайте. Добрый путь.
Светите им!

Ага, и еще махал платочком вслед и кричал "приходите еще!" Хоть бы подошел к дочери, хоть бы предупредил, типа, доча, мальчик, конечно, славный, но целоваться-то с ним не с руки, тем более, тут и Парис где-то крутится, расстроится чего доброго.

А хор... хор вводит зрителей в заблужденье. Зачем-то.

В её семье Монтекки ненавидят,
В глазах родни Ромео не жених.
Когда и где она его увидит
И как спасет от ненависти их?

Может, пока что в глазах семьи Ромео и не жених, зато в глазах отца он благородный и учтивый юноша, которому можно целоваться с Джульеттой (по крайней мере, пока он не убил родного племянника).
Что, как мне кажется, уже немало для сына кровного-то врага, а?

(продолжение следует)

Tags: Книги
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дева Мария: пути земные и пути небесные

    Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. (Ис.55:9) Сегодняший праздник - предисловие Евангелия,…

  • 21 год

    21 год назад я стала христианкой. 1996 год. Мне было 15. Мое второе совершеннолетие. Моя любовь. День, когда для меня появилось нечто, гораздо…

  • Чем "Матильда" не "Последнее искушение"

    Матильда, Матильда... Вспоминаю 1997 год и выход на экраны "Последнего искушения Христа". Ух, копий тогда ломалось, ух, скандалу было -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments