Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

Что общего у Шрека с Папой Римским?

Наткнулась тут в "Регнуме" на две статьи. Одна - разоблачительная, в ней раскрывается коварная суть мультфильмов про Шрека. Другая - о том, как христианство стремительно теряет и уже потеряло свои позиции в Европе.

Забавно, что статьи разные, абсолютно разные и никак не связанные, но превосходно дополняют друг друга. Я бы даже сказала, одно вытекает из другого: мультфильм про Шрека возможен только в расхристанном мире, а философия мультфильма, в свою очередь, прет прямо по христианским ценностям, как бегемот по камышу.

Хотя, с моей точки зрения, статья про Шрека излишне демонизирует мультфильм. Он местами даже забавен, хотя общая идея неприятная фигня, конечно. Автор, совершенно точно подмечая "перевернутость" героев (огр-людоед и принцесса-огр - хорошие, драконесса тоже хорошая, а традиционный принц-спаситель и фея-крестная - плохие) приходит к слишком драматичным выводам: мол, мультфильм завлекает детей на сторону зла, учит их не бороться со своими страстями, а драконесса вообще лесбиянка и "возвышенный образ сатаны".

Ну право, бросьте. Какой еще возвышенный образ сатаны, не тревожьте великие тени Мильтона и Лермонтова. Не в ту эпоху мы живем, чтобы возвышать образ некоего духовного существа. Никакой романтизации зла в "Шреке" нет, а есть простая, тупая, как пробка, очень сытая и прямая, как отрезок в учебнике по геометрии, мысль: будь таким, какой ты есть и не рефлексируй. Чтобы вбить эту мысль покрепче, не оставив в человеке никаких сомнений в ее доброкачественности, главные герои "Шрека" сделаны нарочито грубыми, а их проявления носят довольно отталкивающий физиологический характер. И при этом они счастливы! И их все любят!

А под их нравственный выбор подведены увесистые основания: любовь оправдывает все, даже превращение в огра и уход жить на болота. Любовь же! Вариант взять себя в руки, подучить манеры и уйти жить во дворец даже не рассматривается: ведь это какое насилие над собой! "А я не хочу, не хочу о престоле, - словно бы поет Фиона песню своей коллеги-царевны, - а я о любви, о любви хочу". Разница лишь в том, что глупенькая Забава из мультика мечтает все-таки о понятных и человечных вещах: домик, печка, свечка, котик-мурлыка и муж работящий. Ну не дал Бог государственного ума, что уж тут поделать. Да и мужа ее в цари и во дворец никто не звал. А Фиона сознательно идет на снижение своего уровня, включая нравственный, чтобы подстроиться под того, кто не хочет расти.

Е-мое, думает предположительный зритель мультфильма, да если эти огры не стесняются никаких публичных оправлений своего организма, наслаждаются жизнью на болоте и разрешают себе "быть такими, какие они есть", то уж мне-то тем более можно быть таким прекрасным, какой я есть. Зачем меняться к лучшему, если все лучшее уже здесь и главное - это осознать, принять и зажить в гармонии с собой, своим обедом и женой.

В общем, если до просмотра мультфильма предполагаемого зрителя еще волновали проблемы подлинного духовного роста, то после, когда снизу ему постучали и улыбнулись Шрек с Фионой, такие естественные в своих проявлениях, такие любимые всеми окружающими, дурацкие мысли исчезли сами собой. Зачем напрягаться, когда можно просто расслабиться и получать удовольствие? А любовь, уважение, дружба и прочие плюшки придут к такому целостному индивиду сами собой.

Проблема лишь в том, что огры все-таки не люди. Вопрос, есть ли у огров душа, вряд ли затронут в классическом богословии, но, судя по мультфильму, ее нет и духовный полет им неведом. Потому что наделенному душой естественно стремиться ввысь, естественно стараться очиститься от налипшей грязи. У человеков, в отличие от огров, там, где останавливается рост, начинается откат.

Идея "прими себя таким, какой ты есть, и не меняйся" - действительно зло, потому что это только очень недальновидные индивидуумы полагают, что "приняв себя" можно нажать на кнопочку "пауза" и наслаждаться. Как только ты добродушно и снисходительно принимаешь себя - со всеми своими недостатками и недочетами, видя в них не поле для работы, а свои милые особенности - ты катишься назад.

И, может быть, в конце концов человек заметит, что сидит по уши в своих "милых особенностях", только окружающие его при этом терпеть не могут, а мир вокруг и правда превратился в сплошное болото, только отчего-то не радостно это... А может, и не заметит, поддаваться себе и идти у себя на поводу слишком приятно, слишком. А что люди не принимают, так это они просто не доросли до принятия себя и окружающих, тупые, ограниченные создания.

Так вот, переходя ко второй статье. Там, где торжествует идея "прими себя любым и наслаждайся" христианство неизбежно утратит свои позиции. Неизбежно, ибо оно сложнее, труднее и, главное, гораздо требовательнее к человеку и нетерпимее к его недостаткам. Христианство - в боевом кличе Жанны: кто любит меня - за мной! Но принявший себя как есть человек никуда не пойдет, с какой стати? Там холодно, голодно и могут убить. То ли дело в любимом болоте, тепло и сыро. А что до плюшек, так они слишком эфемерны.

Отречение от христианства неизбежно там, где человек расслабляется и принимает себя as is. Ну, если, конечно, мы говорим о живом христианстве, а не о легком и необременительном флере из приятных слов.

Мир, полюбивший сам себя, обречен выжить из себя Христа. Всепринимающая любовь к себе и всем своим милым особенностям просто не оставляет Спасителю места, да и зачем нужен Спаситель, если и спасать-то не от чего? Нет греха, есть твои личные особенности, с которыми надо жить. А христианство... оно даже глаза уже не колет, помилуйте, оно вызывает равнодушное недоумение и полное отсутствие интереса. Поэтому и закрываются церкви, поэтому и говорит Папа Римский об отступничестве Европы. А Европе, в общем, наплевать, по крайней мере, особого шухера после папского выступления что-то незаметно.

Люби себя таким,какой ты есть... Вообще, страшноватая это мораль, если честно. У нее два пути: или полное оскотинивание человека или самоубийство. Или ты вообще перестаешь заморачиваться на тему добра и зла (кстати, в "Шреке" на эту тему и правда заморачиваются мало, вспомнить проходные садистские сценки в исполнении главных героев) - или ты заморачиваешься, но... не видишь выхода. И тогда груз твоих грехов, которые никак не удается перевести в ранг личных особенностей, накапливается в тебе, а все вокруг твердят: да не грузись, прими себя, как есть. А ты не можешь, совесть болит, душа мечется, а другого выхода тебе никто не подсказывает (потому что нет в твоем окружении того, кто укажет на Небо). Если я такой, какой я есть, и изменить это невозможно, а жить с этим невыносимо - лучше и не жить вовсе.

Вспоминаю в связи с этим некогда широко популярную в узких кругах "Черную книгу Арды", российский роман-перевертыш на тему "Сильмариллиона", где Мелькор становится главным положительным героем, а Эру и валары - главными отрицательными. Авторессы "ЧКА" от лица своего возлюбленного Мелькора тоже продвигали теорию "принятия себя как есть",  замечательности каждого индивидуума как такового, а также отсутствия Того, перед Кем надо каяться (ибо Он не Бог-Творец, а злобный демиург).

Много претензий было к этому роману, к его философии, логике и тд, но в одном авторессы были безусловно правы и честны (хотя, подозреваю, неосознанно, уж очень это контрастировало с их общей идеей): в стане Мелькора народ то и дело кончал с собой, не в силах выдержать ужасный груз своих грехов, который нельзя было сложить ни к чьим ногам. А кто не кончал с собой, те жили в непреходящей душевной боли. Уж слишком часто радостно-рекламное "ты такой замечательный, будь как есть и не меняйся" превращалось в "вот такое ты дерьмо и живи теперь с этим".

Самое забавное (ну, в кавычках, конечно же, забавное), что идея "будь таким, какой ты есть" - это чисто христианская идея, чудовищно исковерканная и подстроенная под падший мир. Ведь это, собственно, суть смирения - будь тем, кто ты есть. Будь тем, кем тебя создал Бог. Ты - единственный и уникальный, у Господа о тебе совершенно исключительные мысли и планы, поэтому... не сравнивай себя с другими. Не сравнивай! Не мерься крутостью, не превозносись и не унижайся перед человеками, не думай, что у них, а что у тебя. Будь тем, кто ты есть, храни эту внутреннюю целостность. Не завидуй и не возносись, принимай то, что с тобой происходит, как свой единственный и неповторимый путь с Богом. И отсекай безжалостно все, что мешает тебе быть с Ним.

Конечно, честность и строгость к себе тебе подскажет все твои недостатки, каяться придется много, поэтому смирение часто путают с самоуничижением. Но это - как раз единственный способ остаться "тем, кто ты есть", не превратиться в свинью болотную. Расслабиться и отдать себя на прокорм страстям - наилучший путь к самопотере. И к тому равнодушию, которое однажды погубит мир.

Антихрист придет к равнодушным


Tags: Жизнь христианская, О важном
Subscribe
promo la_cruz september 17, 2014 11:33 160
Buy for 200 tokens
Слушайте, а сколько народу тут из христианской тусовки? Под таковыми разумею не только христиан, но сипатизирующих и интересующихся тоже - вообще, кому интересны посты " О важном". Пожалуйста, отметьтесь тут как-нибудь, хоть крестиком, очень прошу. Имею в виду не только френдов. Причин…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 84 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →