Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

Враги человеку - домашние его: сбывшееся пророчество

Выполняя вежливую просьбу, выраженную в одном из комментариев к предыдущей записи про православие и идеологию, я решила написать не только о взаимоотношениях христианства и патриотизма, но и о взаимоотношениях христианства и семьи. Я, вообще, давно хотела это сделать, правда, начать предполагала не с этого, но уж как пришлось.
В конце концов, подумала я, что есть семья, как не малая родина? Почему бы и не провести соответствующие параллели?

Вот известные грозные слова Христа о семье в Евангелии от Матфея:

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня(Матф.10:34-38)

Тут масса смыслов. Во-первых, это, конечно опровержение образа "добренького", этакого "карманного" Христа, готового ради нашего удовольствия оставить нас в нашем уютном комфортном мире, покрывать нашу тихую, полную приятного безбожия жизнь.
Нет, принявший Христа - принимает вызов мира во всей красе и порой действительно ради Господа остается в неприкаянном одиночестве, в каменной пустыне
на семи ветрах. Полезно периодически об этом вспоминать... и не бояться этого.

Во-вторых, речь, конечно, не только о семье. Мать, отец, сын, дочь - это для наглядности. Христос в принципе не готов делить нас ни с чем противящемся Себе (привет "православию, как части идеологии" еще раз). И понятно, почему: царствие, разделившееся в самом себе, не устоит - и человеческой души это касается в полной мере. Нельзя быть частью с Христом, а частью - вне Христа.

Во-третьих, хотя про это стоило бы написать отдельно, Иисус таким образом защищает и предостерегает человека от одной из самых страшных ошибок: путаницы любви и любовной зависимости. Нет и быть не может любви помимо Бога, Который Сам есть Любовь и источник всяческой любви. Те чувства, которые обходят Бога стороной, оставляя Его за кадром или ставя Его не на первое место, подлинной любовью быть не могут (ну все равно, что телегу впереди лошади поставить и удивляться, чего это оно не едет), а следовательно - разрушительны для души. Хотя бы тем, что душа замыкается на чем-то земном и становится "недостойной" Бога - ибо Бога в себя принять уже не может, потому что Его место уже занято.

Это требование отринуть все, что конкурирует с Богом за человека. Да, даже если это самые близкие люди - на пути спасения они враги. Но. Но.
И тут начинается интересное.

Услышь такую сентенцию от кого-то другого, можно было бы на этом успокоиться. Враги - они и есть враги, чего с ними церемониться, с врагами надо сражаться, врагов надо уничтожать или хотя бы побеждать. Ну хотя бы плюнуть на них да растереть!
Но эти слова произносит Спаситель, для Которого непрощаемых врагов не существует по определению: все мы - Его дети, даже бунтующие, даже не знающие Его. Даже гонители других Его детей. Даже конкурирующие с Ним за место в человеческом сердце.
А следовательно, вспоминаем Его слова про врагов:


А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. (Матф.5:44-45)

Вот, кстати, часто удивляются: как это можно любить своих врагов? Неестественно, мол, это. Да вот так. Враги - они разные бывают. Не только те, что тебя ненавидят. Иногда - это самые близкие и любимые люди. И не всегда они откровенно недоброжелательны, иногда их поведение даже маскируется под заботу. Они иногда даже и не знают, что они - враги... И порой необходимо достаточное душевное мужество, чтобы признаться в этом самому себе себе.
Но это не значит, что их следует ненавидеть и расплеваться с ними. Наоборот.

Разрушая недолжные, недостойные Бога связи, Иисус - Он никогда не калечит! никогда не ранит попусту! не требует бессмысленной боли и страдания ради страдания! - создает связи гораздо более прочные и достойные христианина. Он предлагает путь подлинной любви: молитесь, благотворите, благословляйте. Будучи с Богом. А какая связь может быть прочнее и глубже молитвы? И это - путь к созданию настоящей любви, в том числе, и в семье. Но прежде, чем создать подлинные узы, следует разорвать фальшивые.

Но это не самое интересное. Четвертый смысл.
Оказывается, слова Христа про разделение в семье и взятие креста - это не просто часть Его проповеди. Это сбывшееся пророчество о спасении. Вот, смотрите:


Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть.
Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело.
Лучший из них - как терн, и справедливый - хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение.
Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих.
Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его.
А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня.
(Михей.7:5-7)

Согласитесь в таком контексте слова Христа Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее звучат совершенно по-другому.

Оказывается, это вовсе не угроза, а ободрение. Это исполнение пророчества о спасении из гибельных отношений, из варева зла и лжи. Пророк уповает на Бога - и Бог отвечает ему: Я пришел и разделю таких отца и сына, дочь и мать, невестку и сверковь.
И это не разрушение семьи, это спасение, о котором мечтает человек. "Не мир пришел Я принести на землю, но меч..." Это для нас эти слова звучат некоторой угрозой, а для тех, кто слушал Христа и знал контекст, это - обещание не оставлять зло и ложь на своих местах, не примиряться с ними. Не оставлять человека на растерзание.

"Бог мой услышит меня", - верит пророк. Он верит не зря: Бог услышал. Представляю, с каким удивлением, с каким облегчением и радостью слушали эти слова апостолы: ведь то, о чем пророк лишь мечтал, сбывается на их глазах, это к ним пришло освобождение. Они-то знают, что речь идет не о разрушении института семьи. Это - ясный ответ на вопль о спасении.
И это говорится не просто в обычной беседе, это обращение к двенадцати перед тем, как послать их на проповедь! День провозвестников Твоих...

Иисус здесь в очередной раз подтверждает Свою божественность - там, где пророк обращается к Богу, отзывается Спаситель и от Себя обещает спасение. Да не просто отзывается, Он еще и усиливает слова пророка, обнажая вражду между самыми близкими и показывая ее подлинную причину: Предаст же брат брата на смерть, и отец - сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. (Матф.10:21,22).
Страсти накаляются: зло, побуждавшее сына позорить отца, а дочь - восставать против матери, теперь толкает их на прямое убийство - из-за исповедания Спасителя.
Это то же ветхозаветное зло, которое уже не просто развращает людские души, но осатаняет их до предела перед лицом Христа.


И говорит Иисус властно: да, Я пришел, да, Я разделю тебя с твоими мучителями, но если ты тяготеешь к ним больше, нежели ко Мне - ты недостоин Меня. Разделяя тебя с ними, Я предлагаю тебе соединение со Мной: бери свой крест, иди за Мной.

А пророк, как следует пообличав посрамленных врагов , оставляет эту вечную ветхозаветную тему и переключается на то, чем откровенно любуется. Как я его понимаю! Слушала бы и слушала...

Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать.
Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши.
Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых. (Мих.7:18-20)

Tags: О важном
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments