Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

О христианстве, мире, мести и "Jesus Christ Superstar"

Слышала тут, что в Ростове некие православные активисты ужасно оскорбились рок-оперой "Иисус Христос Суперзвезда". Поскольку эта рок-опера 16 лет назад стала моим первым христианским озарением, не могу не сказать пару слов за этот сюжет.
Такое ощущение, что под православие стали мимикрировать люди, в которых самыми главными чувствами стали страх и злоба. Им в принципе неважно, чего бояться и на что злобиться. Главное - иметь власть "запрещать и не пущать". В этом смысл и сладость их положения. И они вдруг ощутили, что именно через мимикрию под православие они могут заполучить эту власть - власть вахтера, который может сладострастно засвистеть в свисток, когда мимо него пройдет кто-то без пропуска, может схватить за шиворот и во все горло позвать полицию. Дескать, теперь не мы боимся - теперь нас будут бояться, теперь мы - сила и власть. Но мы при этом все равно будем бояться.


Вы думаете, в душах у таких людей есть какие-то религиозные чувства, которые можно оскорбить? Неа. Там, окромя желания "держать и не пущать" нет практически ничего. Это попытка напитать собственную пустоту. И поистине бесовский выверт, что пустоту душевную они пробуют напитать иной пустотой - чувством удовлетворенной злобы, довольной мстительности, накормленного страха - делая это через то, что может напитать душу по-настоящему доброй пищей. Через православие. Из всей веры они берут лишь ограничения, превращают их в запреты, не понимая их смысла, не видя их назначения, не понимая, к чему идут люди, добровольно берущие на себя эти ограничения.
Это трагедия, что беря православие, они нарочно, специально проделывают в нем дырки и пытаются выдать эти прорехи - за веру. Это не вера. Ни разу не вера. Это попытка утвердиться в собственной значимости ("о, мы можем держать и не пущать, мы можем запрещать, мы власть, мы власть!"). Откуда в них столько страха и злобы - другой разговор, но явно не из православия.

Я допускаю, что есть православные, которым не нравится "Иисус Христос Суперзвезда". Да, с точки зрения смысла арий - это далеко не догматически безупречное произведение. Но, скажем, я отлично осознаю все несоответствие того, что там поется, догматам, но это не мешает мне нежно любить оперу. Именно она впервые ввела меня в христианство. До догматов я дошла позже (но дошла), зато потрясающее чувство душевной свободы, распахнутости и любви христианства было во мне с первого дня - благодаря этой опере. А кто-то изначально всей душой вобрал иные образы, и интерпретация "ИХС" неприятно режет. Но православные, которым не нравится "ИХС", просто-напросто не смотрят "ИХС". Им нет нужды пикитировать, требовать, держать и не пущать, вообще, заниматься жандармией. Мне вон "Последнее искушение" не нравится, фиговый фильм, но вряд ли я когда-нибудь пойду на митинг, чтобы его запретили к показу. Я, скорее, воспользуюсь этим же фильмом, чтобы лишний раз завести разговор о Христе и направить его в нужное мне русло.

Теперь об оскорблениях и о том, как с ними бороться. Этот вопрос, кстати, поднимался в прошлом посте: как же христианам реагировать, когда оскорбляют не пофамильно, а, например, Церковь в целом. Когда же оскорбление безлично, направлено на Церковь, или верующих вообще, или священные предметы (тот же упоминавшийся Пояс) и т.п., то "прощение" может запросто обернуться предательством собственной веры. С ходу не соображу, на что сослаться, но разве христианину не вменяется в нравственную обязанность защищать веру и Церковь? (c) irrishka

Я уже писала о том, что защищать веру и Церковь - занятие столь же благостное, сколь и бессмысленное. Какой толк в том, чтобы нарочно защищать то, о чем было сказано: Я создал Церковь мою и врата ада не одолеют ее? Думать о том, что Pussy Riot, FEMEN или "Суперзвезда" круче адовых врат - наверное, как-то странно. Христос Сам защитит Свою Церковь, спасет, проведет через века, через адское горнило последних 3,5 лет перед Концом, и в конце концов - все адские врата провалятся ко всем чертям, а Церковь будет. Нужна ли ей при этом наша защита? Не думаю.

Как защищаться, если агрессия направлена на конкретную святыню, скажем, Пояс или крест? Ну, с моей точки зрения, к примеру, так: если бы я оказалась рядом с крестом, который хотят свалить бензопилой - наверное (я очень надеюсь на это) меня бы хватило на защиту креста, так, что они бы распилили его только вместе со мной - обнять крест, прижаться, своим телом закрыть... Стала бы я выхватывать бензопилу у идиоток? Да, по возможности - да! Стала бы я бегать за ними с этой бензопилой, пытаясь изувечить? Нет. Вот и все различие.

Защита святыни не должна сопровождаться ответным насилием. Христианин должен быть готов положить свою и только свою жизнь за защиту святыни, но никак не идти в ответную атаку. По поводу оскорбленных чувств в Евангелии есть отрывок, я его уже приводила - когда Иоанн с Иаковом, страшно оскорбленные в своих лучших чувствах, собирались спалить не принявшую Христа деревню. Им что, Иисус велел в суд идти? Или деревню палить? Или вообще как-то еще агрессию проявлять? Нет - "не знаете, какого вы Духа".

Знаете, мне вообще невозможно представить Христа оскорбленным. Разгневанным - да, оскорбленным - нет. Все-таки оскорбление очень-очень тесно завязано на гордыне и наших несбывшихся ожиданиях. Вот, мы ожидали, что к нам и нашим святыням будут относиться с придыханием, а не относятся и вообще - как-то над ними и нами изгаляются. НО КТО НАМ ОБЕЩАЛ КАКОЕ-ТО ПРИДЫХАНИЕ? Обещано было совсем другое - будут гнать, будут убивать, будут насмехаться. Если мы считаем себя христианами - значит, ок, мы приняли на себя эти слова Христа и их последствия. Если не приняли - значит, пора сделать ревизию, где мы не так Его поняли и, может быть, взяв от христианства все приятные плюшки, как-то забыли про кнут, которым мир будет нас стегать до самого конца?

Сложно требовать от мира, лежащего во зле, справедливости и воздаяния за наши слезы (которые мы и проливать-то не должны, ибо гонения должны нас радовать, как я уже ранее писала - а еще ранее говорил Христос в Нагорной проповеди, да).

Не надо путать оскорбление с болью, которую мы испытываем, видя святыню поруганной. Думаю, разницу пояснять не надо - оскорбление - это если мы ощущаем, что задели лично нас, боль за святыню - это вообще полное забвение себя, и уж точно никакой мстительности по этому поводу, скорее - страх и боль за тех, кто надругался над святыней.
Оскорбление - раненое чувство собственного достоинства, зависимость в какой-то степени от чужих поведения и поступков, но вы можете в таком состоянии вообразить Иисуса? Или апостолов - и так, чтобы Иисус одобрил эту ранимость?

Христиане, мир нам ничего не должен. Ничегошеньки. И государство, изначально не христиансткое, ничего не должно. Испытывать по этому поводу какие-то иллюзии - неразумно. И нам не следует гордо восставать против мира и вести с ним войну ЕГО ЖЕ СРЕДСТВАМИ. Иисус умер на кресте, прощая врагов. Апостолы умирали, не заповедуя мстить за них. Когда их гнали из города в город - они уходили, не обещая вернуться и всем наподдать. Вы что думаете, тогда святыни не разрушали, не оскверняли? Вы что, думаете, в ту пору не было своих FEMEN и иже с ними? Или христианам не хватало только мирской, земной, ЗДЕШНЕЙ власти, чтобы как следует вломить своим врагам?

Слушайте, защищая здешние, проявленные святыни местными способами, можно запросто разрушить величайшую из святынь - свою душу. При всем уважении - за Пояс Христос кровь не проливал и не умирал. А за каждую душу - да.


Tags: Жизнь христианская, О важном
Subscribe
promo la_cruz september 17, 2014 11:33 156
Buy for 200 tokens
Слушайте, а сколько народу тут из христианской тусовки? Под таковыми разумею не только христиан, но сипатизирующих и интересующихся тоже - вообще, кому интересны посты " О важном". Пожалуйста, отметьтесь тут как-нибудь, хоть крестиком, очень прошу. Имею в виду не только френдов. Причин…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments