Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

"Меланхолия"

Знаете, можно "заболеть" - книгой, песней, фильмом.

Я вот заболела фон триеровской "Меланхолией". Поглядела ее первый раз около месяца назад, и с тех пор ходила, как шальная, она мне снилась, не убиралась из головы. Вчера она появилась на торрентах, и я ее скачала, и смотрела по кусочкам всю ночь и сегодня весь день. Нервы тянет, словно струны. Не то, что мне нравится этот фильм, мне кажется, он не может просто нравиться. Но по-больному сцепиться с ним можно. Я после этого чертова кино вообще ни о чем думать не могу. Мысли, впрочем, больше напоминают бред, хотя это очень подходит фильму. Но извините, нимагумолчать, поговорим?

Мне с "Меланхолией", конечно, повезло капитально. Дело в том, что я опоздала в кинотеатре на сеанс почти на двадцать минут, поэтому пропустила всю заставку и не знала, что все обречено кончиться плохо. В общем, пока остальные зрители томились и ждали, когда же уже Меланхолия влепится в Землю, я сидела и очень сильно переживала, что все кончится хорошо. Двойное напряжение: от того, что на экране, и от страха, что в последнюю минуту все вырулит к хэппи-энду, а мне этого страшно не хотелось. Ну, это я, конечно, безграмотная, иначе бы знала, что у Триера хэппи эндов не бывает.

Слушайте, это очень сильно. Я даже, паче чаяния, не буду искать в этом какие-то христианские мотивы, хотя, конечно, при желании их там найти можно. Я уж точно нашла бы, мне их в инструкции к пылесосу с руки найти, а уж в фильме про конец света так и тем паче. Но это чистейшая постхристианская апокалиптика, и это очень ясно и очевидно. Конечно, вот он, конец света для тех, кто без веры, и кто даже в последнюю секунду не молится и вообще не вспоминает о Боге. Впрочем, воспоминание о Нем разрушило бы весь фильм, влив в него ту надежду, которой Триер там видеть явно не желал. Вот она - смерть для тех, кто не имеет веры и надежды.

Я очень боялась, что фильм вырулит к тому, что Меланхолия пролетит мимо, и, признаться, занервничала, когда поначалу она все-таки пролетела. Мне очень хотелось, чтобы все дошло до финала. Не потому, что я разделяю позицию Жюстин, считающей, что жизнь на Земле зло и ее надо уничтожить. Разумеется, нет. Просто это фильм о смерти, а эту тему слишком принято замалчивать, чтобы не радоваться тому, что все-таки кто-то смог договорить до конца. Просто такая Меланхолия рано или поздно прилетит к вселенной каждого из нас, и вжиться в последние часы, минуты, секунды перед неотвратимой смертью - это бесценно. Недаром в кинотеатре после того, как все кончилось и наступил черный экран, люди сидели и не вставали, и я сама не могла встать и оклематься несколько минут.

Это очень сильно, хотя и безмерно просто, и даже местами очень предсказуемо и примитивно - как сцена случайного секса на свадьбе, или таблетки, которыми травится Джон. О том, что Жюстин изменит мужу, я догадалась сразу, как увидела стажераТима, о том, что Джон отравится, стало ясно, как только он увидел яд в руках Клэр. Предсказуемо и неинтрирующе. Но это не имеет никакого значения, потому что фильм не для того снят, чтобы поражать зрителей нетипичными ходами, а для того, чтобы втянуть его в томительное ожидание смерти. И пусть на сей раз Меланхолия разнесла лишь Землю на экране, пронесясь мимо реальных людей, но те, у кого есть мало-мальски воображение, я думаю, ощутили тайну надвигающейся неотвратимой смерти. То, что ждет любого из нас, повторю - кроме тех, кто погибнет внезапно.

Это очень сильно. Разболтанной камерой и заезженными ходами нам приподнесли самую грандиозную тайну, не отняв в последний миг у нас горечь самых последних капель. Это так сильно, что я пишу какую-то чушь, а на самом деле хотела бы прокручивать и прокручивать фильм снова и снова, глядя на последние сцены, и говорить и говорить о них. Первый катарсис я испытыла, кстати, от потрясающей сцены, когда Клэр бежит с ребенком "в деревню" и в изнеможении и отчаянии падает на землю под градом. Если честно, в какую-то секунду я подумала, что на этом все и закончится, потому что вот оно, дальше некуда бежать, невозможно ничего сделать. Вот оно - отчаяние, страх и бессилие в чистейшем виде. Мука, затмевающая сознание, здесь Клэр могла сойти с ума. Поразительно, что после такого она еще рассуждает о вине, песне и террасе, желая закончить жизнь "прилично". Хотя, конечно, это цепляние за соломинку, вроде как до последнего "не по-настоящему".

Скачав фильм, я поглядела наконец сцены, которые я пропустила - первые двадцать минут фильма. Липкий ужас. Пишут, что это видения Клэр, ее сны, ее предчувствия. Не знаю. Как мне показалось, в прологе фон Триер снимает уже умерших. От сцены, где Жюстин, Лео и Клэр медленно движутся навстречу зрителю по лужайке, мне аж дурно стало, настолько очевидно, что они уже мертвы. Дурным сном, кстати, воспринимается не пролог, а первая часть фильма со свадьбой. Расчетливое и чистейшее издевательство над зрителем, кстати, у меня свадьба с ее мелочной правильностью проассоциировалась с кадром в самом конце, когда из-под сапога Жюстин вылезают копошащиеся насекомые.

Музыка, да. Без Вагнера не было бы Меланхолии. Наверное, последняя сцена и потрясает абсолютным слиянием звукового и зрительного ряда. Набирает мощь неотвратимо, и нет других нот, как нет другой траектории у Меланхолии. И вся твоя жизнь ничего не значит. Как же страшно умирать безверующим. И как здорово, что Триер дал возможность прочувствовать умирание до донышка. Смерть - очень притягательная штука, тем более, что говорить о ней не принято. Но это самое непонятное, что нас ждет. Неважно, кто как воспринимает смерть - уже отдавшаяся ей, уже прошедшая ее Жюстин, рыдающая Клэр, закрывший глаза и изо всех пытающийся верити в чудо Лео. Можно ни с кем из них себя не ассоциировать, можно ассоциировать с отравившимся Джоном. Это без разницы. Триеру - мне так кажется - удалось вызвать в зрителе, в частности, во мне, очень глубокое переживание смерти, и дал понять, что спасения в смысле физического сохранения в конце не будет. Правду сказал, в общем. А дальше каждому будет по вере его.


P.S. Вспомнила в связи с. Несколько лет назад, уже довольно много, я сидела в кафе и ждала встречи с моим тогдашним духовным отцом. Но он позвонил мне и сказал: я не приду, прости, я еду к умирающему и думаю, что останусь с ним до конца.

Я помню чувство, которое испытала в ту секунду: какой-то мгновенной, краткой иррациональной зависти к человеку, который готовится к самому поразительному путешествию-переходу в своей жизни, и уходит куда-то, в совсем другое бытие. Вот у него - действительно важное, а я с моими проблемами даже смешна перед лицом этой непостижимой тайны. Потом, много лет спустя, я прочитала слова Дамблдора у Роулинг, что смерть - это самое потрясающее приключение.

Но да, конечно, без веры такого переживания быть, наверное, не может. А в вере смерть есть Встреча.

Ну, в общем, не вставить пять христианских копеек я не смогла, да.
Tags: Кино, О важном, Фильмы
Subscribe
promo la_cruz september 17, 2014 11:33 157
Buy for 200 tokens
Слушайте, а сколько народу тут из христианской тусовки? Под таковыми разумею не только христиан, но сипатизирующих и интересующихся тоже - вообще, кому интересны посты " О важном". Пожалуйста, отметьтесь тут как-нибудь, хоть крестиком, очень прошу. Имею в виду не только френдов. Причин…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments