Home
Крестовый пограничник [userpic]

Погружение без акваланга: начало

Март, 3, 2009 (22:29)

Тихие воды Великого Поста накрыли нас с головой, и теперь надо научиться дышать по-новому - чтобы не выныривать, не высовывать постоянно голову на поверхность, не хватать лихорадочно ртом воздух. И не бояться глубины. Темной и тихой глубины самого себя, до которой в обычное время нет дела и нет времени.

Пост - это не только строгий путь, и не только тишина предрассветная. Пост - это сознательное, очень вдумчивое (иначе никак) погружение в собственную душу. И там, в глубине, попытка встречи с самим собой, слияния с самим собой - исполнение христианского призвания о целомудрии-целостности.

Надо научиться дышать по-новому. Я так скажу: в отличие от реальных обстоятельств, когда не стоит нырять, не набравши полные легкие или не захватив с собой баллон с кислородом, в воды Поста нырять надо максимально выдохнув и не рассчитывая в скором времени показаться на поверхности.

Потому что, в отличие от реальных обстоятельств, у нас есть свой собственный источник дыхания, не нуждающийся на самом деле в подпитке снаружи. Он практически незадействован в жизни, пока мы размениваемся на тысячи дел, ни в одном из которых не присутствуем по-настоящему, целиком, настоящими. А вода Поста накрывает с головой. И практически вынуждает открыть в себе второе дыхание, открыть в себе - себя, и через себя дышать воздухом вечности.

И - не знаю, как вы - а я еле борюсь с неизбежным удушьем, потому что не привыкла, нет - отвыкла, увы, отвыкла дышать той жизнью, что во мне, что должна течь через меня.

Если честно, меня саму пугает это погружение. И я еще плыву меленько-меленько, не только не нырнув, но даже не принырнув толком. Практически вся на поверхности, и все пока только в авансах, авансах и предчувствиях.

Мне страшно идти темной предрассветной дорогой, наедине с собой и - всецельным присутствием Бога. Мне страшно нырять глубоко - я слишком завишу от легкого и необременительного дыхания над водой, в то время, как в глубине каждый вдох дается нелегко, а источник его нужно изыскивать внутри себя.

Я почти физически ощущаю темную глубину, ждущую и зовущую. Страшно.

Вся строжайшая аскетика Великого Поста - решительное отсечение от надводного мира, от всего, что уводит человека в сторону от себя самого. Отсечение даже в какой-то степени от ближнего. От ближнего, который плывет рядом с тобой - чтобы не мешать ему. От ближнего, который на этот раз остался на поверхности - чтобы не поддаться искушению остаться там же.

Но это отсечение себя от людей - не из нелюбви, в чем бы она ни выражалась, например, в превозношении постящихся перед непостящимися. Наоборот, когда мы вернемся, то сможем любить их сильнее: только цельность позволяет любить по-настоящему, принимая в себя всего человека, а не отдельные его нравящиеся черты. Обретение себя - подвиг не только в имя собственное. Это - подвиг, который потом даст нам любить мир и ближнего по-настоящему.

Это - подвиг, который дарует нам по-настоящему любить и Бога, потому что невозможно толком любить Его, пока душа раздроблена на кусочки, а прекрасная и цельная человеческая личность образцово подражает сотворенной Сашей Приваловым из "Понедельника..." тарелке на ножках, которая пыталась одновременно пойти во все четыре стороны. 

Когда-то, когда я думала про все про это, а думаю я обычно картинками, мне рисовалось нечто такое: ныряешь в глубину, долго, порой мучительно от боли в непривыкших легких достигаешь дна, касаешься его рукой и приникаешь к нему. И вдруг пронизаешь его, проходишь легко, как привидение сквозь стену (ох, нет,.кажется, это сравнение здесь не совсем уместно), легко, как... ну, скажем, как Алиса прошла сквозь зеркало в Зазеркалье. И оказываешься на свету и воздухе, и свете солнечном (а мне всегда казалось, что в Его мире, в Его Царствии нет разницы между светом, теплом, добротой и любовью, это - немыслимым образом одно) и дышишь легко, но не так, как когда-то на поверхности... и вдруг видишь, что вся толща воды, которую ты только что с таким трудом проплыл - вся она не больше стакана в твоей руке, а ты... ты это нечто большее, несравнимо большее, ты - настоящий, и все вокруг - наконец-то настоящее.
И каким же смешным и нелепым кажется недавнее плаванье по поверхности воды... в стакане. И какая смешная уверенность в том, что это бултыхание - и есть реальная жизнь. 
А настоящесть - вот она, слияние света, тепла, любви и доброты. Достигнутое Царство Божье. Бытие, не ломающее, не насилующее, не разбивающее тебя.

Потому что, хоть я и писала выше, что Пост - это погружение в темноту себя, на самом деле - это достижение того, что за дном. Когда, наконец, доходит, что ты - это намного больше, чем ты сам себе воображаешь, и даже можешь вообразить. И, когда Пост кончится, то возвращение в мир не будет обратным путем, с глубин на мелководье, то есть, я надеюсь, что не будет.

Я не пишу здесь ни о том, как же на самом деле мучительно плыть в глубинах, ни о той Встрече, что за темным дном (на него страшно лечь, но только приникнув к нему всем существом своим, пройдешь, пронизаешь и возродишься в подлинности). Я только чуть-чуть обозначаю путь Поста, чтобы потом, когда все будет очень хреново и уныло (будет, точно), вернуться, перечитать и снова увидеть невероятную, но такую - я уверена - родную душе картину преображения глубинной темноты - в солнечный свет, тепло, и счастье, счастье, захлестывающую с головой радость, в жизнь.

Ну, честное слово, неужели ради этого не стоит побороться, не стоит рискнуть, не стоит, очертя голову, броситься в омут?

Ох, нет, все-таки два слова про Встречу, не удержусь.

Знаете - не в тему, но все же в тему - что такое рай в одном из моих теологуменских пониманий? Осознать себя, как будто проснуться и осознать себя в этом свете, тепле, радости и любви, ощутить себя по-настоящему, вдруг понять - каким ты был задуман и как прекрасен этот замысел Божий о тебе... увидеть Вселенную, которая на самом деле дарована Богом тебе и для тебя, а не ты перед ней - жалкий, маленький червяк... задохнуться от того, что ты - есть! - обернуться и увидеть Его. 
А Он просто стоит и смотрит, как ты задыхаешься и смеешься, и плачешь от счастья обретения себя.
И счастье в Его глазах превосходит твое счастье.

Comments

Posted by: Юрий Носовский ([info]yoriy_nosovsky)
Posted at: Март, 3, 2009 22:18 (UTC)

Очень красиво, Даша...
И очень глубоко - с такую мистику я не погружался.
Может быть, к сожалению, а, может - и к счастью...
А пока лишь пожелаю тебе того счастья, которое ты так потрясающе описала в последних трех абзацах...

Posted by: Крестовый пограничник ([info]la_cruz)
Posted at: Март, 4, 2009 04:42 (UTC)

Я нам всем его желаю, Юр.

Posted by: Лена ([info]zapevala)
Posted at: Март, 4, 2009 03:19 (UTC)

Спасибо, потрясающе...

Posted by: Крестовый пограничник ([info]la_cruz)
Posted at: Март, 4, 2009 04:42 (UTC)

Спасибо.

Posted by: ksyu_zanna ([info]ksyu_zanna)
Posted at: Март, 4, 2009 03:44 (UTC)
он и жена

Есть много способов достичь состояния измененного сознания. А от голода чего только не привидится, да...
А пишете вы хорошо, талантливо.

Posted by: Крестовый пограничник ([info]la_cruz)
Posted at: Март, 4, 2009 04:41 (UTC)

Именно поэтому я голодовки и не практикую и пишу не о видениях :)

Posted by: Александр Кононыхин ([info]alkonon)
Posted at: Март, 4, 2009 05:16 (UTC)

Пронзительно радостно... Спасибо Вам, Дарья!

Posted by: Крестовый пограничник ([info]la_cruz)
Posted at: Март, 5, 2009 18:31 (UTC)

Да, я и хотела, чтобы о радости. :)

Posted by: egorrag ([info]egorrag)
Posted at: Март, 4, 2009 07:17 (UTC)

огромное спасибо. очень глубоко и по-настояшему написали. чувствовал и чувствую очень много похожего, но и близко не смог бы так сформулировать

Posted by: Крестовый пограничник ([info]la_cruz)
Posted at: Март, 5, 2009 18:32 (UTC)

Спасибо Вам, и слава Богу, что все-таки есть хотя бы приблизительные слова, в которые это можно облечь.

Posted by: Фурия Мегеровна ([info]letnie_sumerki)
Posted at: Март, 4, 2009 07:48 (UTC)

"Мне страшно нырять глубоко" - и мне.
В себя заглядывать страшно... и противно иногда.

Posted by: Крестовый пограничник ([info]la_cruz)
Posted at: Март, 5, 2009 18:38 (UTC)

Зато какая чистота и красота "по ту сторону" дна, ахоти...

Posted by: klodetta_r ([info]klodetta_r)
Posted at: Март, 4, 2009 09:56 (UTC)

Spasibo! Bolshoe spasibo! :))) Da-da, vse imenno tak i ochen tochno - budem perechityvat :)

Posted by: Крестовый пограничник ([info]la_cruz)
Posted at: Март, 5, 2009 18:35 (UTC)

Спасибо Вам :) надеюсь, другие тексты Вам тоже понравятся.

Posted by: Ольга Лехтонен ([info]joan_d_ark)
Posted at: Март, 4, 2009 10:02 (UTC)
вечное

Да. Все правда. Все так и есть.
Но у меня проблема обратная: мне категорически не хочется всплывать. И все внешнее либо раздражает, либо мешает, либо причиняет боль.
И как с этим быть - не знаю...

Posted by: Крестовый пограничник ([info]la_cruz)
Posted at: Март, 5, 2009 18:38 (UTC)

Если честно... Попробовать посмотреть на внешнее сквозь толщу воды, с глубины, на которую уже нырнули.
Иными словами, воспринимать внешнее через опыт, проживать через свой опыт, а не отделяться от него и не разграничивать.

Posted by: lanfranco ([info]lanfranco)
Posted at: Март, 4, 2009 23:03 (UTC)

Какой бы вы ни видели себя со стороны, Он через вас истинно дает утешение страдающим.
Я тоже до ужаса боюсь погружения в глубину - боюсь безумно. Но без этого, видимо, никак.
Помоги, Господи!

Posted by: Крестовый пограничник ([info]la_cruz)
Posted at: Март, 5, 2009 18:35 (UTC)

Помоги Бог. Не так-то просто проплыть эту глубину, и я - честно - не проплывала. Но, судя по всему... проплыть стоит!

Posted by: Мик ([info]mikheich)
Posted at: Март, 5, 2009 06:04 (UTC)

спасибо
понравился ваш журнал)

Posted by: Крестовый пограничник ([info]la_cruz)
Posted at: Март, 5, 2009 18:34 (UTC)

Спасибо, надеюсь не разочаровать :)

Posted by: Михаил Самков ([info]samkoff)
Posted at: Март, 5, 2009 12:30 (UTC)

Великолепно!
"Случайно" зашёл к Вам в гости, чему несказанно рад! Прекрасный журнал, буду с удовольствием читать!

Posted by: Крестовый пограничник ([info]la_cruz)
Posted at: Март, 5, 2009 18:33 (UTC)

Спасибо, а почему "случайно" в кавычках - то есть, очень даже не случайно, да? :)

Posted by: Михаил Самков ([info]samkoff)
Posted at: Март, 5, 2009 21:26 (UTC)

Да, именно поэтому. То есть, когда нам кажется, что случайно, а оказывается всё совсем наооборот. В общем, мы друг друга поняли:))

Posted by: 9_grammov ([info]9_grammov)
Posted at: Март, 5, 2009 16:21 (UTC)

Я прошу прощения, все-таки Великий пост и не до суетных мирских дел... Но все же попрошу поддержать русскую книгу в списке номинантов НАБЕСТ + ЖЖ.


СПИСОК для голосования находится ЗДЕСЬ:

http://community.livejournal.com/natsbest/

Я ГОЛОСУЮ за роман ТИМОФЕЯ КРУГЛОВА "Виновны в защите Родины, или РУССКИЙ"!

Ну а вы - по совести и собственному свободному желанию))).

Всем спасибо и до встречи!

Posted by: allare ([info]allare)
Posted at: Март, 5, 2009 19:39 (UTC)

Как вы красиво пишете... И как жаль, что я не понимаю — про что.

Posted by: Крестовый пограничник ([info]la_cruz)
Posted at: Март, 5, 2009 19:41 (UTC)

Я могу объяснить, Вы спрашивайте!

Posted by: allare ([info]allare)
Posted at: Март, 6, 2009 16:12 (UTC)

Что спрашщивать? Я знаю, что пост — это когда едят не для удовольствия, а токмо для поддержания жизни. Вы, насколько я поняла, метафорически описываете процесс самопознания и духовно-нравственного роста во время поста. Только в общую картину всё это не складывается почему-то.

Posted by: Крестовый пограничник ([info]la_cruz)
Posted at: Март, 7, 2009 12:07 (UTC)

Но ведь цель же поста - не ограничить себя в еде, вряд ли Вы считаете, что это - самоцель! Ограничение в еде - один из инструментов отвлечения от мира, а не самоценная голодовка. И что же не складывается?

Posted by: allare ([info]allare)
Posted at: Март, 7, 2009 13:46 (UTC)

У меня не сткладывается тёмная предрассветная дорога с Чёрным морем, которое мне представляется при упоминании погружения в воду, и всё вместе — с самопознанием, котрое я вообще представляю довольно смутно.

Posted by: allare ([info]allare)
Posted at: Март, 21, 2009 15:32 (UTC)

А можно я буду задавать вопросы не по этой записи, а вообще?

Posted by: Крестовый пограничник ([info]la_cruz)
Posted at: Март, 21, 2009 18:18 (UTC)

Конечно можно.

Posted by: allare ([info]allare)
Posted at: Март, 21, 2009 19:30 (UTC)

Спасибо. Тогда спрашиваю:
1) Кто такая Лилит, что она аж в фанфики забрела? (Я тот фик так и не смогла читать из-за сексуальной озабоченности этой девицы и главной героини по совместительству) Она действительно такая озабоченная?
2) В чём отличие православной церкви от католической, кроме того, что в православной главный — патриарх, а в католической — Папа Римский?

Posted by: allare ([info]allare)
Posted at: Апрель, 15, 2009 17:40 (UTC)

Я понимаю, что вопросы дурацкие, но я правда этого не знаю!((

Posted by: Крестовый пограничник ([info]la_cruz)
Posted at: Апрель, 19, 2009 19:55 (UTC)

Простите меня, я закрутилась и пропустила Ваши вопросы. :( Исправляюсь.

1. Лилит - апокрифический (т.е., не упомянутый в Библии, но присутствующий в апокрифах, древних сочинениях на библейскую тему) персонаж Священного Писания, якобы первая жена Адама, которой он потом изменил с Евой. Часто - не человек, дьяволица. Упоминается обычно именно в связи с сексуальностью (и озабоченностью), потому что имя ее связывается с распутством.

2. Православная и Католическая церковь признают немного отличающиеся друг от друга Символы Веры (в Православном Дух Святой, как указано, исходит от Бога-Отца, в Католическом - от Отца и от Сына), помимо этого, у католиков существуют и другие догматы, не разделяемые Православной церковью. Католикам присущ более юридический взгляд на таинство Искупления, а также резко отличный от Православного взгляд на святость.
В трех словах, к сожалению, об этом не расскажешь, если Вам что-то интересно конкретно, спрашивайте, я постараюсь больше не пропускать Ваших вопросов. И простите еще раз.

Posted by: ((Анонимно))
Posted at: Ноябрь, 14, 2009 10:27 (UTC)
а я, православная христианка,

я думала, что патриарх - не главный, от есть НЕОФИЦИАЛЬНО главный,потому как московский епископ

35 Читать комментарии