Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

Спасутся ли нехристиане?

 Ладно, хватит дурью маяться (это я о себе, разумеется), завтра на работу. Пора примерять серьезное и умное выражение лица (с которым, в смысле, выражением, я завтра на работе буду не знать, чем заняться, ибо все симпатичные ньюсмейкеры в предсказуемом отпуске до понедельника) и переключать голову на что-нибудь менее легкомысленное, чем любование Яндексом, за один день умудрившимся объявить 7 января Пасхой, переврать фамилию нашего Президента и до глубины души поразить меня его же кругом общения. 

Поговорим о серьезном в продолжение темы единства религий. Поговорим о спасении. Потому что мне кажется, что корень непонимания, или, на худой конец, один из корней лежит именно в нераскрытии этого термина.

Вообще, раскрытие темы спасения стоит для меня в том же ряду, что и раскрытие темы смирения: важно, интересно,  написать нужно и хочется... но дико пугает объемность грядущего произведения. Учитывая, что христианство я вижу как единую, стройную, а главное - очень цельную систему, а с элементами системы я работать не умею (мозги не так устроены), рассказ об одном автоматически превращается в рассказ обо всем, уж больно цепко одно за другое цепляется. 

В спорах христиан со сторонниками общности и единства всех религий существует одна позиция, выглядящая безусловно выигрышной и непробиваемой. Причем, эта позиция всегда достается нашим оппонентам, которые ее юзают в хвост и гриву, повышая за ее счет свой рейтинг, иногда - весьма чувствительно.
Позиция эта общими словами, которые, я думаю, все вы слышали, может быть описана следующим образом:

"Но ведь во всех религиях есть замечательные, добрые, светлые и хорошие люди - что же, получается, что по вашему учению все они попадут в ад?!"

После чего, будучи христианином, начинаешь натурально испытывать жуткие угрызения совести за свою кровожадность и агрессивность, а противник получается весь в белом и с замечательно беспроигрышной позицией Сейлор Мун защитника всех добрых и хороших против злых и плохих узкомыслящих христиан, готовых отправить в ад за несоответствие их представлениям о прекрасном.
 
Позиция совершенно беспроигрышная, бьющая одновременно и на чувство справедливости у окружающих, и на жалость, и обозначающая несовершество моральной системы противника, и демонстрирующая высокие моральные и нравственные устои оппонента... ну просто конфетка, а не позиция, заверните мне кило. Я тоже на нее одно время клевала, да... И начинала смущаться и теряться, потому что мое чувство прекрасного и чувство справедливости тоже не позволяло осуждения добрых и замечательных людей иных религий, которые своей жизнью совсем-совсем не заслужили адских мук, а по делам своим должны быть спасены... Да... А потом я начала думать головой, а не сердцем, и выяснилось много всякого интересного, чем я сейчас с вами и поделюсь.

Прежде всего, я хочу отметить, что у термина "спасение" есть два богословских значения, у каждого из которых, как очевидно, свои нюансы. Скажем так, говоря о спасении, можно говорить об общем спасении и о частном спасении, причем, в значение первого термина входит определение того, что замыслил и сделал для этого Господь, а в значение второго - что такое спасение для человека в самом что ни на есть прикладном смысле этого слова.

Итак, общее спасение - это состояние мира после пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Его крестной жертвы и светлого Воскресения. Спасенный - таким термином можно характеризовать проснувшийся в день христианской Пасхи мир. Спасенный, так сказать, в целом. Кстати, пользуясь случаем, еще раз поздравляю вас, дорогие камрады и сочувствующие, с тем, что мы родились в этот мир ПОСЛЕ Рождества Христова, приняли обновленный мир, и наша посмертная участь может быть значительно светлее и прекраснее, чем ветхозаветная посмертная участь тех, кому привелось родиться и умереть ДО Его прихода. (философски) А может и не быть, но это уж как мы сами себе выберем.

Спасение в этом смысле подразумевает разрушение Христом непроницаемой смертной "прослойки" между Богом и человеком. Я не буду сейчас останавливаться на размышлениях о том, КАК Он это сделал - если только вкратце сказать, что Он действительно "сокрушил врата адовы" до невосстановимого состояния - Он, как источник и олицетворение всяческого бытия оказался в состоянии шеольского небытия - и преодолел его. Ад, вечная пустота, преисполнился бытием Божьим, и, собственно, перестал быть - кончился, потому как утерял главную свою отличительную особенность - полное отсутствие Бога. И обрести ее снова аду уже не дано.
Короче говоря, того ада, в который безальтернативно попадали люди всех вероисповеданий и любого поведения (за исключением тех, кого взяли живьем на небо), больше не существует. И в этом смысле мир спасен - спасен от обреченности, спасен от безальтернативности, спасен от полного своего бессилия перед будущей жизнью. 
Господь даровал миру поистине царский подарок - Он снова даровал человеку возможность выбора, утерянную при грехопадении. И этот дар воистину был оплачен по-царски. 
Потому что до Его прихода, в сущности, выбора не было. Точнее, он был - но как бы в неясной перспективе, финал которой мы видим на иконе "Схождение во ад", где Христос выводит из шеольского мрака тех, кто Его радостно принял - начиная с Адама и Евы. Об этом не говорится в Ветхом завете, но задним числом можно понять: правильно выбранная линия жизни не давала праведнику Ветхого завета шансов на светлое посмертное ветхозаветное существование, НО давала ему шанс узнать пришедшего в ад Господа, обрадоваться Ему и выйти оттуда вслед за Ним, не воскреснув во плоти, но перейдя из смерти в жизнь вечную.

(Я, конечно, верна себе и горячо и полностью придерживаюсь идеи, что Христос вывел из ада всех-всех-всех, потому что дураков, надеюсь, не было там оставаться, когда Он пришел, но это мое частное богословское мнение, которое разделять совершенно не обязательно)

Итак, мир спасен - то есть, он больше не обречен безальтернативно смерти, и люди, сознательно выбирающие Бога, могут верить, что бытие с Ним не прервется и за крышкой гроба - смерти, как вышеописанного шеольского ужаса, не будет. Мир спасен - разомкнут, я бы сказала, теперь смерть - это не глубокое засыпание в кошмар, а наоборот - пробуждение к полноте бытия, смерть - это пробуждение в явь. И в этом смысле действительно спасены ВСЕ - и христиане, и иудеи, и мусульмане, и кришнаиты, и атеисты, и сатанисты - просто по тому факту, что мир изменился (с). Хотим мы того или не хотим.

 Алиллуйа, все прекрасно. Некоторые протестантские (и не только) объединения на этом и успокаиваются, кидаясь в другую крайность и объявляя себя безнадежно и безальтернативно спасенными - то есть, печально, а то и фатально путая частную шерсть с государственной, а общее возрождение мира - с судьбой каждой отдельно взятой души. А Господь все-таки даровал миру право выбора (которое, по счастью, уже не про...жуешь вместе с яблоком, ибо зиждется оно не на нашем честном слове и одном крыле, а на подвиге самого Христа), а не комфортную обязательную резервацию добровольно-принудительного порядка.

Итак, спасение частное - что это такое?

 И здесь, дорогие камрады и сочувствующие, порой начинается такая беда... Не в смысле душевной судьбы, а в смысле строения в мозгах. 

Вернемся к заявленной в начале беспроигрышной позиции оппонентов. "Он такой хороший, неужели по вашему учению его отправят/он попадет в ад?" - спрашивают они, самым очевидным образом полагая, что ад существует как некое место, куда могут отправить, как Раскольникова на каторгу.
А под спасением, соответственно, подразумевается спасение от этого ада. Но для чего спасение-то? Что есть спасение?

Да чего там оппоненты. Оппоненты - они на то и оппоненты, что не знать тонкостей, а то и азов нашего богословия для них в общем-то простительно. В общем-то - потому, что надо все-таки приблизительно представлять себе, чему оппонируешь. Но когда от своих, от православных выслушиваешь пассажи в стиле...

А знаете, в каком стиле? Вот приблизительная цепочка рассуждений, тщательно лично мной собранная из тесного общения с вроде церковным народом. "Спасение - это значит в ад не попасть, перед Богом оправдаться, не заслужить вечных мучений, попасть в рай".

Предложение отшагнуть от апофатического богословия и построений типа "спасение - это НЕ попадание в ад", а, заодно, поразмышлять, что есть рай, обычно вызывает непонимание и удивление. Нет, я, безусловно, понимаю, что ...как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. (1Кор.2:9), но даже наша, человеческая фантазия должна бы быть побогаче, чтобы представлять себе райское бытие как-то по-другому, чем как вечное взъерошенное стояние у ворот "не попал в ад, не попал в ад, и на Божественном экзамене не срезался, ура!". 

А нежелание всерьез думать на эту тему приводит к появлению книг типа "Мои посмертные приключения" Юлии Вознесенской, которую в православной среде почему-то принято хвалить и умиляться, в то время, как ее описание рая с цветочками, птичками и ангелами, при полном отсуствии Бога, оставляют у меня чувство гнетущей тоски и не очень интересной прелести в нашем, сугубо церковном понимании этого слова. Извините меня, пожалуйста, все, кто от этой книжки в восторге.

Очень важно отметить, что происходит при разговоре о Божественном суде - что я слышала не раз, не два, не десять. Почему-то многим кажется, что достаточно один раз не срезаться на этой Встрече, как-то доказать Ему свою благонадежность - и дальше наслаждаться райскими благами в осознании того, что Грозного Судию удалось проскочить. Минуть. И фиг его знает, дорогие камрады, что в таком случае подразумевается под райскими благами.

Рай без Бога - это нонсенс. Мне глубоко печально, что "Мои посмертные приключения" приняты нашими православными на ура, потому что это значит, что в глубине души есть в них что-то от Свидетелей Иеговы, которым тоже достаточно райских условий на Земле без Бога. Так вот, спасение в частном порядке - это вовсе не попадание в комфортные условия, не качественно, а количественно отличающиеся от тех, что были в этой жизни. Спасение души - это соединение ее с Богом, а не возможность трескать клубнику размером с арбуз в райских садах. А все потому, что любая земная радость, как ее ни раздувай  - в вечности не котируется, ее все равно будет мало.

Спасение - это радость бытия с Богом, общения с Ним, единения с Ним, взаимной любви с Ним. 
Никак иначе. И невозможно попасть в ад, если посмертная встреча с Богом стала - счастьем и долгожданным откровением. Просто потому, что ада, того, ветхозаветного - нет. И ад возможен только один-единственный - внутри твоей собственной души, когда ты замыкаешься от Бога в себе самом и превращаешься в стружку, закрученную вокруг пустоты. А если ты вот, весь перед Ним, пусть через боль и стыд от своих грехов, но с бьющей через край любовью - и осознанием Его Любви - то это и есть спасение, это и есть жизнь вечная, это и есть бытие.

И, е-мое, довольно нелепо нашим оппонентам считать, что вот явится на Суд Божий некий приверженец другой религии, и нельстиво обрадуется встрече с Господом, а его за неправильную веру отправят куда-то в ад, невзирая на все его добрые дела и душевное расположение. Типа, человек хочет быть с Богом, а Бог с ним не хочет, ага. Какая ерунда.

Но вот кто сказал, что любой самый раззамечательный последователь любой религии захочет быть с тем Богом, Которого проповедуют и чтут Единым христиане - мне решительно непонятно. Можно быть прекрасным, добрым, великолепным человеком - но иметь собственные представления о рае и о Боге. И тогда встреча с самым что ни на есть расположенным к тебе Творцом может отнюдь не обрадовать, а это, только это и именно это и будет значить ад душевный, ибо внешнего ада уже нет. Ну не всем замечательным представителям любой религии пофиг, к какому Богу идти вечность вековать - у некоторых, знаете, совершенно определенные ожидания, при всей их доброте и светлости, и пассивная позиция "куда пошлють, лишь бы не на сковородку" свойственна далеко не всем.

Щаз поясню на собственном примере (я, конечно, далеко не замечательный представитель христианства, но в чем-то характерный).

Когда-то, давным-давно, когда мне было не восемнадцать с половиной, а всего лишь восемнадцать, я имела привычку зависать на форуме Кавказ-центра. ЖЖ в то время не было, а вести полемику мне хотелось, ну, ничего интеллектуальнее и богословски подкованнее я в ту пору не нашла, а может, и не искала - насколько я себя тогда помню, мне хотелось нести мир всему миру и потом я когда-нибудь расскажу вам, дорогие камрады, как у меня это на Кавказ-центре получалось. Меня там принимали на удивление радушно и богословские дискуссии мы с тамошними мусульманскими оппонентами вели даже и без ругани. Так вот, помнится, пикировались мы там с каким-то чеченским парнем, парню я - нравилась, а мое христианство - нет. Но я нравилась. И в качестве большого одолжения мне было сказано, что, дескать, за всю мою хорошесть меня даже и при моем христианстве пустят в мусульманский рай - и там я своими глазами убежусь, что Иса стоит по значению ниже Мохаммеда, Богом не является, и означенный Иса лично меня удостоверит в том, что он недостоин Мохаммеду шнурки развязывать. И тогда я вся прозрею и буду щазлива всю оставшуюся вечность, потому что в рай меня все-таки пустят.
Внимание, вопрос, дорогие камрады, особенно из числа меня хорошо знающих: это мне будет рай такой, где я постоянно буду видеть униженным Того, Кого всю жизнь почитала Господом и Спасителем, в Чью Божественность верила без сомнений - или все-таки ад? И чем бы этаким смогли такое грандиозное разочарование мне перебить в мусульманском раю? Личными беседами с Аллахом? (кстати, я не помню, чтобы в Коране обещали что-то подобное) Так он мне и по Корану не очень нравится, да и не люблю я его - что мне за вечность с ним?
Парню я сказала, что спасибо большое, но при таком раскладе я буду ходатайствовать об отправке в ад - уж лучше честно гореть в печи огненной. 

Особо остро и болезненно встает вопрос о спасении тех, кто существует в положении выбора между разными религиями, а не принял ту или иную по крови или по рождению. Я считаю, что наибольшие проблемы со спасением, то есть, с радостным бытием с христианским Богом в вечности,  будут у тех, кто имел возможность выбрать христианство, но сознательно выбрал - другое. Ибо здесь сработает одно из самых строгих предупреждений Христа за все Евангелие: кто похулит Духа Святого - тому не простится ни в этом веке, ни в будущем. Дух Святой - Дух Истины, и если человек сознательно предпочел иное, сознательно отказавшись от того, что предлагает христианство... то как можно вести разговор о спасении в христианском понимании? Будь ты трижды ревностным и замечательно светлым буддистом, выбравшим этот путь, сознательно отказав в выборе Христу - как ты сможешь на том свете обрадоваться и проникнуться, увидев перед собой именно что отвергнутого тобой Христа? И дело не в том, что Господь будет гневаться (ибо Он обещал не судить тех, кто Его не примет), а в том, что ты сам не захочешь. Ну не любишь ты этого Бога, куда деваться? Не любишь и быть с Ним не хочешь. А другого нету. И Господь не будет специально для тебя создавать отдельный рай, где все так, как ты хочешь. По той простой причине, что это будет рай без Бога - а, значит, он довольно скоро станет адом. Сам себе ты его не наполнишь, даже если ты просто святой кришнаит. А требовать от Бога (Которого ты знать не желаешь), чтобы Он на всю вечность создавал лживые декорации иного рая, дабы тебе было комфортно - это все-таки как-то оно не того...

Менее остро, но все-таки сомнительно стоит вопрос о спасении тех, кто не выбирал, а принял религию по праву рождения и крови. Допущу, что о христианстве они действительно не слышали и не могли сознательно отвергнуть - а кто-то из них, может быть, узнав о христианстве, его бы и принял. Так вот, те, кто узнав, принял бы, шансы на спасение имеют. Потому что то, что они увидят за порогом земного бытия, совпадет с тем, к чему стремится их душа - да, это будет ново, неизведанно, да, всю полноту любви и радости бытия с этим Богом они воспримут не сразу - но воспримут.
Но ведь могут победить и все те желания и стремления, которые были изначально, от юности и от детства. И тогда будет ад... Не тот, куда отправит Господь - Господь в ад не отправляет, и уж вообще немыслимо подумать, что Он может туда отправить того, кто искренне изъявил желание быть с Ним - можно подумать, ради этого Он умирал. Это будет ад неудовлетворенной души - когда то, к чему ты стремился всю жизнь, во имя чего ты в этой земной жизни был светлым, добрым и замечательным - не существует, и ты сам не хочешь принять то, что есть.

Страшно это на самом деле, страшно. Но это не жестокость и не наказание. Бог един, и Он не меняет Себя под каждую человеческую религиозную прихоть. Он - неизменная Истина.
Обвинять христиан в жестокости за то, что они не согласны пустить в рай всех иноверцев, какие бы замечательные они ни были - нелепо. Христос сделал то, что только и мог сделать Бог - даровал свободу выбора и свободу быть с Богом, но не свободу лелеяния любых заблуждений, не свободу отказываться от Себя Самого и при этом быть в раю.

Вот как-то так.
Tags: О важном, Христианская эзотерика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →