Дарья Сивашенкова (la_cruz) wrote,
Дарья Сивашенкова
la_cruz

Спасутся ли нехристиане?

 Ладно, хватит дурью маяться (это я о себе, разумеется), завтра на работу. Пора примерять серьезное и умное выражение лица (с которым, в смысле, выражением, я завтра на работе буду не знать, чем заняться, ибо все симпатичные ньюсмейкеры в предсказуемом отпуске до понедельника) и переключать голову на что-нибудь менее легкомысленное, чем любование Яндексом, за один день умудрившимся объявить 7 января Пасхой, переврать фамилию нашего Президента и до глубины души поразить меня его же кругом общения. 

Поговорим о серьезном в продолжение темы единства религий. Поговорим о спасении. Потому что мне кажется, что корень непонимания, или, на худой конец, один из корней лежит именно в нераскрытии этого термина.

Вообще, раскрытие темы спасения стоит для меня в том же ряду, что и раскрытие темы смирения: важно, интересно,  написать нужно и хочется... но дико пугает объемность грядущего произведения. Учитывая, что христианство я вижу как единую, стройную, а главное - очень цельную систему, а с элементами системы я работать не умею (мозги не так устроены), рассказ об одном автоматически превращается в рассказ обо всем, уж больно цепко одно за другое цепляется. 

В спорах христиан со сторонниками общности и единства всех религий существует одна позиция, выглядящая безусловно выигрышной и непробиваемой. Причем, эта позиция всегда достается нашим оппонентам, которые ее юзают в хвост и гриву, повышая за ее счет свой рейтинг, иногда - весьма чувствительно.
Позиция эта общими словами, которые, я думаю, все вы слышали, может быть описана следующим образом:

"Но ведь во всех религиях есть замечательные, добрые, светлые и хорошие люди - что же, получается, что по вашему учению все они попадут в ад?!"

После чего, будучи христианином, начинаешь натурально испытывать жуткие угрызения совести за свою кровожадность и агрессивность, а противник получается весь в белом и с замечательно беспроигрышной позицией Сейлор Мун защитника всех добрых и хороших против злых и плохих узкомыслящих христиан, готовых отправить в ад за несоответствие их представлениям о прекрасном.
 
Позиция совершенно беспроигрышная, бьющая одновременно и на чувство справедливости у окружающих, и на жалость, и обозначающая несовершество моральной системы противника, и демонстрирующая высокие моральные и нравственные устои оппонента... ну просто конфетка, а не позиция, заверните мне кило. Я тоже на нее одно время клевала, да... И начинала смущаться и теряться, потому что мое чувство прекрасного и чувство справедливости тоже не позволяло осуждения добрых и замечательных людей иных религий, которые своей жизнью совсем-совсем не заслужили адских мук, а по делам своим должны быть спасены... Да... А потом я начала думать головой, а не сердцем, и выяснилось много всякого интересного, чем я сейчас с вами и поделюсь.

Прежде всего, я хочу отметить, что у термина "спасение" есть два богословских значения, у каждого из которых, как очевидно, свои нюансы. Скажем так, говоря о спасении, можно говорить об общем спасении и о частном спасении, причем, в значение первого термина входит определение того, что замыслил и сделал для этого Господь, а в значение второго - что такое спасение для человека в самом что ни на есть прикладном смысле этого слова.

Итак, общее спасение - это состояние мира после пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Его крестной жертвы и светлого Воскресения. Спасенный - таким термином можно характеризовать проснувшийся в день христианской Пасхи мир. Спасенный, так сказать, в целом. Кстати, пользуясь случаем, еще раз поздравляю вас, дорогие камрады и сочувствующие, с тем, что мы родились в этот мир ПОСЛЕ Рождества Христова, приняли обновленный мир, и наша посмертная участь может быть значительно светлее и прекраснее, чем ветхозаветная посмертная участь тех, кому привелось родиться и умереть ДО Его прихода. (философски) А может и не быть, но это уж как мы сами себе выберем.

Спасение в этом смысле подразумевает разрушение Христом непроницаемой смертной "прослойки" между Богом и человеком. Я не буду сейчас останавливаться на размышлениях о том, КАК Он это сделал - если только вкратце сказать, что Он действительно "сокрушил врата адовы" до невосстановимого состояния - Он, как источник и олицетворение всяческого бытия оказался в состоянии шеольского небытия - и преодолел его. Ад, вечная пустота, преисполнился бытием Божьим, и, собственно, перестал быть - кончился, потому как утерял главную свою отличительную особенность - полное отсутствие Бога. И обрести ее снова аду уже не дано.
Короче говоря, того ада, в который безальтернативно попадали люди всех вероисповеданий и любого поведения (за исключением тех, кого взяли живьем на небо), больше не существует. И в этом смысле мир спасен - спасен от обреченности, спасен от безальтернативности, спасен от полного своего бессилия перед будущей жизнью. 
Господь даровал миру поистине царский подарок - Он снова даровал человеку возможность выбора, утерянную при грехопадении. И этот дар воистину был оплачен по-царски. 
Потому что до Его прихода, в сущности, выбора не было. Точнее, он был - но как бы в неясной перспективе, финал которой мы видим на иконе "Схождение во ад", где Христос выводит из шеольского мрака тех, кто Его радостно принял - начиная с Адама и Евы. Об этом не говорится в Ветхом завете, но задним числом можно понять: правильно выбранная линия жизни не давала праведнику Ветхого завета шансов на светлое посмертное ветхозаветное существование, НО давала ему шанс узнать пришедшего в ад Господа, обрадоваться Ему и выйти оттуда вслед за Ним, не воскреснув во плоти, но перейдя из смерти в жизнь вечную.

(Я, конечно, верна себе и горячо и полностью придерживаюсь идеи, что Христос вывел из ада всех-всех-всех, потому что дураков, надеюсь, не было там оставаться, когда Он пришел, но это мое частное богословское мнение, которое разделять совершенно не обязательно)

Итак, мир спасен - то есть, он больше не обречен безальтернативно смерти, и люди, сознательно выбирающие Бога, могут верить, что бытие с Ним не прервется и за крышкой гроба - смерти, как вышеописанного шеольского ужаса, не будет. Мир спасен - разомкнут, я бы сказала, теперь смерть - это не глубокое засыпание в кошмар, а наоборот - пробуждение к полноте бытия, смерть - это пробуждение в явь. И в этом смысле действительно спасены ВСЕ - и христиане, и иудеи, и мусульмане, и кришнаиты, и атеисты, и сатанисты - просто по тому факту, что мир изменился (с). Хотим мы того или не хотим.

 Алиллуйа, все прекрасно. Некоторые протестантские (и не только) объединения на этом и успокаиваются, кидаясь в другую крайность и объявляя себя безнадежно и безальтернативно спасенными - то есть, печально, а то и фатально путая частную шерсть с государственной, а общее возрождение мира - с судьбой каждой отдельно взятой души. А Господь все-таки даровал миру право выбора (которое, по счастью, уже не про...жуешь вместе с яблоком, ибо зиждется оно не на нашем честном слове и одном крыле, а на подвиге самого Христа), а не комфортную обязательную резервацию добровольно-принудительного порядка.

Итак, спасение частное - что это такое?

 И здесь, дорогие камрады и сочувствующие, порой начинается такая беда... Не в смысле душевной судьбы, а в смысле строения в мозгах. 

Вернемся к заявленной в начале беспроигрышной позиции оппонентов. "Он такой хороший, неужели по вашему учению его отправят/он попадет в ад?" - спрашивают они, самым очевидным образом полагая, что ад существует как некое место, куда могут отправить, как Раскольникова на каторгу.
А под спасением, соответственно, подразумевается спасение от этого ада. Но для чего спасение-то? Что есть спасение?

Да чего там оппоненты. Оппоненты - они на то и оппоненты, что не знать тонкостей, а то и азов нашего богословия для них в общем-то простительно. В общем-то - потому, что надо все-таки приблизительно представлять себе, чему оппонируешь. Но когда от своих, от православных выслушиваешь пассажи в стиле...

А знаете, в каком стиле? Вот приблизительная цепочка рассуждений, тщательно лично мной собранная из тесного общения с вроде церковным народом. "Спасение - это значит в ад не попасть, перед Богом оправдаться, не заслужить вечных мучений, попасть в рай".

Предложение отшагнуть от апофатического богословия и построений типа "спасение - это НЕ попадание в ад", а, заодно, поразмышлять, что есть рай, обычно вызывает непонимание и удивление. Нет, я, безусловно, понимаю, что ...как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. (1Кор.2:9), но даже наша, человеческая фантазия должна бы быть побогаче, чтобы представлять себе райское бытие как-то по-другому, чем как вечное взъерошенное стояние у ворот "не попал в ад, не попал в ад, и на Божественном экзамене не срезался, ура!". 

А нежелание всерьез думать на эту тему приводит к появлению книг типа "Мои посмертные приключения" Юлии Вознесенской, которую в православной среде почему-то принято хвалить и умиляться, в то время, как ее описание рая с цветочками, птичками и ангелами, при полном отсуствии Бога, оставляют у меня чувство гнетущей тоски и не очень интересной прелести в нашем, сугубо церковном понимании этого слова. Извините меня, пожалуйста, все, кто от этой книжки в восторге.

Очень важно отметить, что происходит при разговоре о Божественном суде - что я слышала не раз, не два, не десять. Почему-то многим кажется, что достаточно один раз не срезаться на этой Встрече, как-то доказать Ему свою благонадежность - и дальше наслаждаться райскими благами в осознании того, что Грозного Судию удалось проскочить. Минуть. И фиг его знает, дорогие камрады, что в таком случае подразумевается под райскими благами.

Рай без Бога - это нонсенс. Мне глубоко печально, что "Мои посмертные приключения" приняты нашими православными на ура, потому что это значит, что в глубине души есть в них что-то от Свидетелей Иеговы, которым тоже достаточно райских условий на Земле без Бога. Так вот, спасение в частном порядке - это вовсе не попадание в комфортные условия, не качественно, а количественно отличающиеся от тех, что были в этой жизни. Спасение души - это соединение ее с Богом, а не возможность трескать клубнику размером с арбуз в райских садах. А все потому, что любая земная радость, как ее ни раздувай  - в вечности не котируется, ее все равно будет мало.

Спасение - это радость бытия с Богом, общения с Ним, единения с Ним, взаимной любви с Ним. 
Никак иначе. И невозможно попасть в ад, если посмертная встреча с Богом стала - счастьем и долгожданным откровением. Просто потому, что ада, того, ветхозаветного - нет. И ад возможен только один-единственный - внутри твоей собственной души, когда ты замыкаешься от Бога в себе самом и превращаешься в стружку, закрученную вокруг пустоты. А если ты вот, весь перед Ним, пусть через боль и стыд от своих грехов, но с бьющей через край любовью - и осознанием Его Любви - то это и есть спасение, это и есть жизнь вечная, это и есть бытие.

И, е-мое, довольно нелепо нашим оппонентам считать, что вот явится на Суд Божий некий приверженец другой религии, и нельстиво обрадуется встрече с Господом, а его за неправильную веру отправят куда-то в ад, невзирая на все его добрые дела и душевное расположение. Типа, человек хочет быть с Богом, а Бог с ним не хочет, ага. Какая ерунда.

Но вот кто сказал, что любой самый раззамечательный последователь любой религии захочет быть с тем Богом, Которого проповедуют и чтут Единым христиане - мне решительно непонятно. Можно быть прекрасным, добрым, великолепным человеком - но иметь собственные представления о рае и о Боге. И тогда встреча с самым что ни на есть расположенным к тебе Творцом может отнюдь не обрадовать, а это, только это и именно это и будет значить ад душевный, ибо внешнего ада уже нет. Ну не всем замечательным представителям любой религии пофиг, к какому Богу идти вечность вековать - у некоторых, знаете, совершенно определенные ожидания, при всей их доброте и светлости, и пассивная позиция "куда пошлють, лишь бы не на сковородку" свойственна далеко не всем.

Щаз поясню на собственном примере (я, конечно, далеко не замечательный представитель христианства, но в чем-то характерный).

Когда-то, давным-давно, когда мне было не восемнадцать с половиной, а всего лишь восемнадцать, я имела привычку зависать на форуме Кавказ-центра. ЖЖ в то время не было, а вести полемику мне хотелось, ну, ничего интеллектуальнее и богословски подкованнее я в ту пору не нашла, а может, и не искала - насколько я себя тогда помню, мне хотелось нести мир всему миру и потом я когда-нибудь расскажу вам, дорогие камрады, как у меня это на Кавказ-центре получалось. Меня там принимали на удивление радушно и богословские дискуссии мы с тамошними мусульманскими оппонентами вели даже и без ругани. Так вот, помнится, пикировались мы там с каким-то чеченским парнем, парню я - нравилась, а мое христианство - нет. Но я нравилась. И в качестве большого одолжения мне было сказано, что, дескать, за всю мою хорошесть меня даже и при моем христианстве пустят в мусульманский рай - и там я своими глазами убежусь, что Иса стоит по значению ниже Мохаммеда, Богом не является, и означенный Иса лично меня удостоверит в том, что он недостоин Мохаммеду шнурки развязывать. И тогда я вся прозрею и буду щазлива всю оставшуюся вечность, потому что в рай меня все-таки пустят.
Внимание, вопрос, дорогие камрады, особенно из числа меня хорошо знающих: это мне будет рай такой, где я постоянно буду видеть униженным Того, Кого всю жизнь почитала Господом и Спасителем, в Чью Божественность верила без сомнений - или все-таки ад? И чем бы этаким смогли такое грандиозное разочарование мне перебить в мусульманском раю? Личными беседами с Аллахом? (кстати, я не помню, чтобы в Коране обещали что-то подобное) Так он мне и по Корану не очень нравится, да и не люблю я его - что мне за вечность с ним?
Парню я сказала, что спасибо большое, но при таком раскладе я буду ходатайствовать об отправке в ад - уж лучше честно гореть в печи огненной. 

Особо остро и болезненно встает вопрос о спасении тех, кто существует в положении выбора между разными религиями, а не принял ту или иную по крови или по рождению. Я считаю, что наибольшие проблемы со спасением, то есть, с радостным бытием с христианским Богом в вечности,  будут у тех, кто имел возможность выбрать христианство, но сознательно выбрал - другое. Ибо здесь сработает одно из самых строгих предупреждений Христа за все Евангелие: кто похулит Духа Святого - тому не простится ни в этом веке, ни в будущем. Дух Святой - Дух Истины, и если человек сознательно предпочел иное, сознательно отказавшись от того, что предлагает христианство... то как можно вести разговор о спасении в христианском понимании? Будь ты трижды ревностным и замечательно светлым буддистом, выбравшим этот путь, сознательно отказав в выборе Христу - как ты сможешь на том свете обрадоваться и проникнуться, увидев перед собой именно что отвергнутого тобой Христа? И дело не в том, что Господь будет гневаться (ибо Он обещал не судить тех, кто Его не примет), а в том, что ты сам не захочешь. Ну не любишь ты этого Бога, куда деваться? Не любишь и быть с Ним не хочешь. А другого нету. И Господь не будет специально для тебя создавать отдельный рай, где все так, как ты хочешь. По той простой причине, что это будет рай без Бога - а, значит, он довольно скоро станет адом. Сам себе ты его не наполнишь, даже если ты просто святой кришнаит. А требовать от Бога (Которого ты знать не желаешь), чтобы Он на всю вечность создавал лживые декорации иного рая, дабы тебе было комфортно - это все-таки как-то оно не того...

Менее остро, но все-таки сомнительно стоит вопрос о спасении тех, кто не выбирал, а принял религию по праву рождения и крови. Допущу, что о христианстве они действительно не слышали и не могли сознательно отвергнуть - а кто-то из них, может быть, узнав о христианстве, его бы и принял. Так вот, те, кто узнав, принял бы, шансы на спасение имеют. Потому что то, что они увидят за порогом земного бытия, совпадет с тем, к чему стремится их душа - да, это будет ново, неизведанно, да, всю полноту любви и радости бытия с этим Богом они воспримут не сразу - но воспримут.
Но ведь могут победить и все те желания и стремления, которые были изначально, от юности и от детства. И тогда будет ад... Не тот, куда отправит Господь - Господь в ад не отправляет, и уж вообще немыслимо подумать, что Он может туда отправить того, кто искренне изъявил желание быть с Ним - можно подумать, ради этого Он умирал. Это будет ад неудовлетворенной души - когда то, к чему ты стремился всю жизнь, во имя чего ты в этой земной жизни был светлым, добрым и замечательным - не существует, и ты сам не хочешь принять то, что есть.

Страшно это на самом деле, страшно. Но это не жестокость и не наказание. Бог един, и Он не меняет Себя под каждую человеческую религиозную прихоть. Он - неизменная Истина.
Обвинять христиан в жестокости за то, что они не согласны пустить в рай всех иноверцев, какие бы замечательные они ни были - нелепо. Христос сделал то, что только и мог сделать Бог - даровал свободу выбора и свободу быть с Богом, но не свободу лелеяния любых заблуждений, не свободу отказываться от Себя Самого и при этом быть в раю.

Вот как-то так.
Tags: О важном, Христианская эзотерика
Subscribe
promo la_cruz september 17, 2014 11:33 157
Buy for 200 tokens
Слушайте, а сколько народу тут из христианской тусовки? Под таковыми разумею не только христиан, но сипатизирующих и интересующихся тоже - вообще, кому интересны посты " О важном". Пожалуйста, отметьтесь тут как-нибудь, хоть крестиком, очень прошу. Имею в виду не только френдов. Причин…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 112 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →